Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации План действия правительства на год

размер шрифта

формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления в 2000-2001 годах следующих приоритетных действий.

Реформирование образования

Первоочередные действия Правительства Российской Федерации в сфере образования будут направлены на обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Необходимо обеспечить софинансирование на конкурсной основе инвестиционных проектов в сфере образования, осуществляемых образовательными организациями. Отдельно предполагается выделять средства на информационное обеспечение образовательных организаций.

В сфере высшего образования на переходный период будет введен конкурсный порядок распределения государственного заказа на подготовку специалистов и финансирование инвестиционных проектов вузов не зависимо от их организационно-правовой формы. Необходимо установление особого статуса образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений, переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрение принципа адресного предоставления стипендий.

В целях повышения эффективности государственных расходов на образование Правительство Российской Федерации намерено реализовать ряд мер, направленных на реструктурирование бюджетной сети, включая реорганизацию учебных заведений профессионального образования путем их интеграции с высшими учебными заведениями и создания университетских комплексов, а также начало реструктуризации малокомплектных сельских школ.

В рамках поэтапного внедрения механизмов нормативного подушевого финансирования будет осуществлен переход на прозрачную систему финансирования общего образования на основе федерального, регионального и местного нормативов его финансового обеспечения. Регионы, уровень бюджетной обеспеченности которых недостаточен для финансирования общего образования в пределах минимальных нормативов, получат необходимую финансовую поддержку в рамках системы межбюджетных трансфертов. Предполагается установить федеральную составляющую и рамочные условия разработки региональной составляющей государственного стандарта основного общего образования.

Правительство Российской Федерации примет нормативные правовые акты, устанавливающие возможность финансирования за счет средств родителей, иных внебюджетных источников преподавания дополнительных предметов и оказания дополнительных образовательных услуг в средней школе, не включенных в нормативы финансового обеспечения.

Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает экспериментальную отработку технологии проведения единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление. Будет сформирована независимая система аттестации и контроля качества образования. Одновременно будет осуществлен комплекс подготовительных мер по персонализации титула бюджетного финансирования профессионального образования (государственных именных финансовых обязательств).

Реформирование здравоохранения

В течение ближайших лет необходимо решить задачу обеспечения полного финансирования Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений. Это потребует оптимизации структуры медицинских услуг, совершенствования нормативной базы, в том числе разработки минимальных социальных нормативов обеспечения населения лекарственными средствами, а также повышения эффективности организационно-финансовых механизмов системы здравоохранения.

Важнейшим первоочередным мероприятием в сфере здравоохранения является разработка федерального закона о медико-социальном страховании. Его принятие заложит правовые основы для обеспечения всеобщей доступности и повышения качества услуг здравоохранения в рамках объединенной системы медико-социального страхования, а также позволит завершить переход к системе подушевого принципа финансирования, добиться полной реализации программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи и ввести действенные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности.

Внедрение новых организационно-финансовых механизмов предполагает также обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций, переход к единым методам оплаты медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления здравоохранением, а также уточнение соответствующих надзорных полномочий на федеральном и региональном уровнях, процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков.

Политика в сфере культуры

Правительство Российской Федерации намерено поддерживать развитие культуры в качестве одной из своих приоритетных задач, провести реформирование организационных и экономических механизмов, создать благоприятные условия для привлечения в сферу культуры средств из внебюджетных источников. В числе первоочередных мероприятий в этом направлении будут следующие:

внесение изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Основы законодательства о культуре";

создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного, библиотечных и архивных фондов и кинофонда;

разработка финансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений и работников сферы культуры.

Развитие физической культуры и спорта

Особое внимание Правительство Российской Федерации намерено уделить развитию массовой физической культуры, спорта и туризма, включая развитие детского и юношеского спорта, внеурочных форм занятий физкультурой и спортом, увеличение числа доступных (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения. Необходимо реализовывать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" подростков. Кроме того, предполагается также сосредоточить внимание на программах, направленных на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.

Первоочередные мероприятия будут направлены на: создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния физического здоровья населения; разработку финансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования организаций и учреждений, получающих бюджетные средства, а также спортсменов высокой квалификации; привлечение в сферу физической культуры и спорта средств из внебюджетных источников.

Социальная поддержка населения

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресного предоставления социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых находятся ниже прожиточного минимума. Бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи будут сформированы за счет сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан. Сохраняемые для ветеранов войны, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и России льготы, предполагается постепенно перевести в денежную форму. Натуральные льготы и выплаты, установленные для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, будут переводиться в форму оплаты труда и денежного довольствия из федерального бюджета.

Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности. При этом необходимо существенно расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов в оказании социальной помощи. Необходимо также принять меры по совершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка.

Правительство Российской Федерации предусматривает также разработку концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года.

Пенсионное обеспечение и страхование

Первоочередные действия Правительства Российской Федерации предусматривают поэтапное повышение до 1,2 предельного соотношения заработков с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Одновременно с целью повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации будет осуществляться переход к механизму повышения пенсий, основанному на сочетании индексации по инфляции и по заработной плате. Потребуется также рассмотреть вопрос о необходимости поэтапной корректировки пенсионного возраста.

Предусматривается подготовка законопроектов, обеспечивающих постепенный переход к накопительному финансированию пенсий, в том числе досрочных, учет накоплений на индивидуальных счетах в системе государственного пенсионного страхования, а также подготовка одного из базовых законов, определяющего виды пенсий и условия их предоставления по государственному пенсионному страхованию.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства

В целях усиления адресности социальной поддержки населения по мере устранения перекрестного субсидирования и дотационности жилищно-коммунального хозяйства предоставляемые жилищные компенсации должны обеспечить частичное возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным семьям и будут гарантировать, что соответствующие расходы каждой семьи по установленному социальному стандарту не превысят 20 процентов от их совокупного дохода.

Предусматривается сокращение перекрестного субсидирования коммунальных услуг, что приведет к снижению тарифов на коммунальные услуги для предприятий-потребителей. Будет реализована система мер по регулированию на муниципальном уровне тарифов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, являющихся локальными монополистами, включая также внедрение практики заключения концессионных договоров на управление объектами коммунальной инфраструктуры.

Правительство Российской Федерации примет меры, направленные на более четкое законодательное разграничение различных форм найма жилья. Будут созданы необходимые условия для привлечения долгосрочных частных инвестиций в жилищный сектор и создания кредитных и заемных механизмов их использования гражданами, застройщиками, органами местного самоуправления. Предполагается начать внедрение системы правового зонирования территорий, принять меры по обеспечению застройщикам гарантированных долгосрочных имущественных прав на единый объект недвижимости (земельный участок и возводимый объект) и по упрощению процедур оформления градостроительной и проектно-сметной документации.

Трудовые отношения и занятость населения

Приоритетной задачей является реформирование трудового законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы, сокращения латентных процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Будет повышена действенность индивидуальных и коллективных договорных отношений на уровне предприятия. В частности, предполагается расширить круг вопросов, регулируемых непосредственно договорами, упростить процедуры расторжения индивидуальных трудовых договоров по инициативе работодателя при наличии соответствующих объективных причин и с сохранением необходимого уровня защиты прав и интересов работника, а также расширить сферу применения срочных индивидуальных трудовых договоров.

Правительство Российской Федерации продолжит курс на повышение минимального размера оплаты труда, развитие коллективных трудовых отношений с участием профессиональных союзов, включая содействие формированию добровольных объединений работодателей, развитие эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих выполнение индивидуальных и коллективных трудовых договоров и эффективное урегулирование индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В рамках реформирования трудового законодательства Правительство Российской Федерации предпримет необходимые усилия по принятию Трудового кодекса Российской Федерации, а также подготовит законопроекты о трудовых договорах, формировании институтов досудебного урегулирования трудовых споров, о добровольных объединениях работодателей и ряд других. Предусматривается также совершенствование механизма страхования от несчастных случаев на производстве.

Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения необходимо осуществить переход с 2001 года к финансированию выплаты пособий по безработице из федерального бюджета, а активных программ занятости населения - из федерального и региональных бюджетов. Одновременно будет происходить внедрение эффективных механизмов профилирования безработных и уточнение условий и порядка выплаты пособий по безработице, а также осуществление мер в области активной занятости населения.

Развитие районов Севера. Регулирование миграции

В 2000-2001 годах реформирование государственной поддержки социально-экономического развития районов Севера будет предусматривать: определение этапов реорганизации и отмены особых северных льгот и компенсаций; разработку методического обеспечения регулирования локальных рынков труда, расселения и направлений структурной политики; формирование особого режима функционирования, финансирования и снабжения отдельных объектов в арктической зоне.

Меры в области миграционной политики будут направлены на обеспечение свободы передвижения, создание благоприятных условий для репатриации и миграции из стран СНГ и Балтии, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, регулирование иммиграции и трудовой миграции из стран дальнего зарубежья. В частности, предполагается начать работу по подготовке поэтапного перехода на заявительный порядок регистрации, вместо разрешительного, включая разработку соответствующей такому порядку системы учета населения.

В области социальной политики реализация Плана действий позволит добиться значительных позитивных сдвигов в большинстве отраслей социальной сферы и заложит фундамент для их последующего динамичного развития. Благодаря улучшению финансирования образования, здравоохранения и культуры услуги этих отраслей станут более доступными для населения. В то же время Правительство Российской Федерации создаст организационно-финансовые механизмы, которые в дальнейшем обеспечат существенное повышение качества услуг общественного образования и здравоохранения. Реформы в сфере регулирования труда и занятости населения позволят добиться повышения регистрируемой занятости и реального уровня социальной защищенности работников. Рост денежных доходов населения в сочетании с перераспределением социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных домохозяйств приведет к снижению уровня бедности и неравенства. В связи с ликвидацией дотаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства возрастут расходы населения на оплату соответствующих услуг, однако этот рост компенсируется увеличением адресных жилищных субсидий малообеспеченным домохозяйствам. Будут увеличены реальные размеры пенсий и заложены основы для устойчивого развития пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

В 2000-2001 годах модернизация российской экономики будет направлена на достижение устойчивых темпов экономического роста, обусловленного повышением конкурентоспособности, прогрессивными сдвигами в структуре экономики, соответствующими мировым тенденциям.

Приоритетными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации в этот период будут являться:

формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;

создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;

достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;

стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике;

создание условий для опережающего развития производств нового технологического уклада, активизации имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала;

реформирование естественных монополий;

создание условий для интеграции России в мировую экономику.

Решение этих задач позволит закрепить позитивные тенденции, сформировавшиеся в последнее время в экономике страны, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата

Общие условия хозяйствования

Ключевым условием развития экономики в 2000-2001 годах является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Большинство прямых и косвенных субсидий неэффективным предприятиям, дискриминационное использование государственной помощи необходимо отменить. Государство должно постепенно отойти от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.

Для решения этих задач в предстоящий период необходимо организовать работу по проведению максимальной детализации в законах, правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации действий органов государственной власти по регулированию предпринимательской деятельности.

Правительство Российской Федерации намерено радикально изменить процедуру регистрации юридических лиц, перейдя к уведомительному порядку с одновременным установлением правил надзора и введением соответствующей ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию. Будут упрощены механизмы согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, введена практика осуществления государственными предприятиями и организациями с государственным участием крупных закупок на конкурсной основе, обеспечены конституционные гарантии беспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы.

В целях создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов (в первую очередь для субъектов малого бизнеса), упорядочить и упростить порядок лицензирования видов деятельности, установить единый предельный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Разработка закона о реорганизации и ликвидации юридических лиц должна обеспечить защиту прав кредиторов и собственников таких организаций.

Прозрачность деятельности предприятий и организаций будет обеспечиваться на основе введения международных стандартов финансовой отчетности, неукоснительного исполнения законодательства об открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности.

Особое внимание Правительство Российской Федерации уделит формированию организованных рынков, в том числе разработке биржевых механизмов, направленных на предотвращение монополизма и искажения рыночных цен.

Развитие страховых, финансовых рынков и институтов

Ускорение экономического роста потребует максимально быстрого развития эффективной финансовой инфраструктуры, основными элементами которой являются банковский сектор, фондовый рынок, инвестиционные институты и рынок страховых услуг.

Основными задачами модернизации банковской системы на 2000-2001 годы являются:

формирование условий для повышения устойчивости банков и развития конкуренции в банковской системе;

создание необходимых правовых механизмов для проведения эффективных процедур ликвидации нежизнеспособных банков;

совершенствование системы налогообложения кредитных организаций;

создание условий для полноценной реализации международных принципов эффективного банковского надзора, включая вопросы надзора на консолидированной основе и большей открытости банковского бизнеса;

формирование основ системы гарантирования вкладов;

принятие мер по переводу кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, включая публикуемую отчетность;

привлечение в банковскую систему дополнительных источников капитала, в том числе иностранного.

В этих целях Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации активизирует работу по принятию законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательство о банках и банковской деятельности, реструктуризации и несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а также в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающие:

предоставление Центральному банку Российской Федерации права по итогам проверки финансового состояния банка уменьшать его активы и собственные средства (капитал), используемые для расчета нормативов банковской деятельности, до реальных значений, а также уменьшать уставный капитал банка в случае если он превышает размер его собственных средств;

введение в качестве критерия несостоятельности кредитных организаций уровня достаточности капитала менее 2 процентов;

расширение в соответствии с международными принципами условий для осуществления надзора за деятельностью банковских групп и холдингов, имеющих в своем составе кредитные организации, на консолидированной основе;

введение требований по ежеквартальному публичному раскрытию банками информации о своей деятельности и предоставление Центральному банку Российской Федерации права расширять обязательный перечень публикуемой банками отчетности;

повышение требований к профессиональному соответствию руководителей банков, повышение ответственности учредителей (участников) за действия, приведшие к банкротству банков;

возможность проведения ликвидационных процедур банков юридическими лицами;

упрощение порядка обращения взыскания на заложенное имущество, в том числе на недвижимость;

формирование благоприятных условий для предоставления банками синдицированных кредитов;

предоставление банкам возможности отсрочить изъятие вклада до истечения срока, предусмотренного в договоре банковского вклада, при наличии прямого указания на эту возможность в договоре;

устранение жесткой привязки объема выпускаемых банками облигаций к капиталу;

введение процедуры регулирования "подозрительных" валютных операций и принятие мер по предотвращению легализации средств, полученных незаконным путем.

Основными задачами в области развития фондового рынка на 2000-2001 годы являются:

создание условий для развития инвестиционных институтов;

увеличение числа финансовых инструментов в целях расширения объектов инвестирования и привлечения новых долгосрочных инвесторов;

устранение административных и налоговых барьеров для стимулирования предложения корпоративных ценных бумаг;

совершенствование механизмов регулирования фондового рынка.

Для решения данных задач Правительство Российской Федерации разработает и реализует меры, направленные на укрепление роли негосударственных пенсионных фондов (в частности, создание налогового режима, поощряющего инвестирование средств организаций и населения), выработку единых требований к управлению активами инвестиционных фондов, совершенствование правовой основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Созданию благоприятного делового климата будет способствовать реализация мер по активизации защиты прав собственности. Правительство Российской Федерации создаст систему мониторинга, надзора и предупреждения нарушений на фондовом рынке, усилит ответственность участников фондового рынка за нарушения законодательства Российской Федерации, а также разработает законопроекты по внесению изменений и дополнений в законы об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о защите прав и интересов инвесторов. В целях привлечения на рынок ценных бумаг средств населения предполагается создать благоприятный налоговый режим в отношении инвестиционных счетов, средства с которых будут направляться на приобретение российских ценных бумаг.

Главной задачей на 2000-2001 годы в области страхования является развитие российских страховых компаний, создание соответствующих стимулов, разработка инвестиционных инструментов, формирование сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.

В этих целях Правительство Российской Федерации намерено совершенствовать систему надзорных требований и активизировать работу по отзыву лицензий у страховых компаний, не соответствующих надзорным требованиям, ввести международные стандарты финансовой отчетности, закрепить инвестиционный принцип затрат по долгосрочному страхованию жизни и соответствующий режим налогообложения. Будут разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты о порядке осуществления обязательного страхования, о страховом надзоре и об организации страхового дела.

Макроэкономическая политика

Реформы налоговой и таможенной систем

Основными задачами налоговой реформы в 2000-2001 годах являются:

улучшение инвестиционного климата и создание условий для достижения сбалансированности государственного бюджета;

существенное снижение и выравнивание налогового бремени;

упрощение налоговой системы;

совершенствование налогового администрирования.

Снижение налогового бремени будет достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и внесения значительных изменений в правила расчета базы налогообложения прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность.

Основными факторами выравнивания налогового бремени будут сближение налоговой нагрузки на прибыль и фонд оплаты труда и ликвидация значительной части налоговых льгот. Упрощению налоговой системы будут способствовать установление предельного перечня налогов и сборов и единой ставки подоходного налога, введение единого социального налога и отмена значительного числа налогов. Совершенствование налогового администрирования будет основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов с одновременным установлением гарантий соблюдения интересов бюджета при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате обязательных платежей. При этом предусматривается: создание межтерриториальных налоговых органов (межрайонных инспекций); создание и развитие единой системы налогоплательщиков; развитие информационных технологий в налоговом администрировании. Правительство Российской Федерации сосредоточит свои действия на принятии и введении в действие Налогового кодекса Российской Федерации.

Таможенная политика будет осуществляться в соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В этой связи основной задачей реформирования таможенной системы на 2000-2001 годы является стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и содействие ее структурной перестройке, а также обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин.

В этих целях Правительство Российской Федерации намерено поэтапно снизить и унифицировать таможенные тарифы и штрафы, ликвидировать таможенные льготы, совершенствовать практику таможенного администрирования.

Бюджетная политика

Основными задачами бюджетной политики на 2000-2001 годы являются обеспечение выполнения государством своих функций и достижение финансовой стабильности.

В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности функционирования бюджетной системы, включающие:

приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

оценку эффективности бюджетных расходов, концентрацию ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;

внесение изменений в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость регистрации операций в процессе исполнения бюджета в главной книге казначейства;

обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

урегулирование кредиторской задолженности государства;

постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам;

четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;

максимальную консолидацию внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидацию целевых бюджетных фондов федерального бюджета;

завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства;

установление контроля за обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых по смете, по которым государство как собственник несет субсидиарную ответственность;

обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Денежно-кредитная политика

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации исходят из того, что на 2000-2001 годы приоритетной задачей денежно-кредитной политики будет снижение, а в дальнейшем (при достижении низких значений) - сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок. Конкретное сочетание целевых параметров инфляции и экономического роста на каждый предстоящий год будет определяться с учетом изменения внутренних и внешних факторов развития экономики.

В целях создания в России надежной и эффективной платежной системы Центральным банком Российской Федерации будет продолжена работа по ее совершенствованию, включая создание новых компонентов, основанных на системе валовых расчетов в режиме реального времени. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут способствовать развитию безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт.

В предстоящий период сохранится контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

Правительство Российской Федерации намерено погашать задолженность Центральному банку Российской Федерации, переоформит часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке. Кроме того, будут подготовлены проекты законов об освобождении Центрального банка Российской Федерации от уплаты налога на операции с ценными бумагами и о снятии ограничений по срокам выпуска облигаций Центрального банка Российской Федерации в соответствии с объемами и условиями, согласованными с Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации совместно Центральным банком Российской Федерации внесет в Государственную Думу проекты федеральных законов об электронном документе и о переводе денежных средств.

Управление государственной собственностью

Приоритетными задачами политики государства в области управления государственной собственностью на 2000-2001 годы являются:

повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование системы представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ;

приватизация значительной части федеральных государственных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ.

В этих целях Правительство Российской Федерации организует работу по инвентаризации всех государственных активов и пассивов. Будут внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", направленные в первую очередь на совершенствование процедуры преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100 процентов акций которых будут находиться в собственности государства. Предполагается также установление единого порядка принятия решений об использовании находящейся в федеральной собственности недвижимости, прежде всего в отношении сдаваемых в аренду объектов.

Принятие федерального закона о принципах национализации собственности позволит исключить возможность конфискационной национализации и повысить стабильность в сфере имущественных отношений.

Особое внимание Правительство Российской Федерации уделит совершенствованию правовой базы в области управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, учета доходов от ее использования и их расходования. Будет проведена инвентаризация такого недвижимого имущества и подготовка его сводного реестра, усилена работа по поиску недвижимого имущества, принадлежавшего ранее Российской империи и бывшему СССР, и соответствующему оформлению прав собственности Российской Федерации.

Инновационное развитие экономики

Основными задачами государственной инновационной политики на 2000-2001 годы являются:

определение приоритетов развития инновационной и научно-технической сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.

Правительство Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков. Одновременно будут проводиться санация и закрытие неэффективно работающих организаций, реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые организации с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой.

Особое внимание Правительство Российской Федерации уделит защите прав на интеллектуальную собственность, разработке жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав. Будут закреплены в законодательном порядке механизмы вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, в том числе полученных за счет средств федерального бюджета. Предполагается принятие закона о секретных изобретениях и о внесении изменений и дополнений в Патентный закон.

Развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры

Приоритетными задачами развития транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры на 2000-2001 годы являются:

обеспечение безопасного функционирования транспорта и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам;

формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием географического положения страны;

повышение уровня информатизации общества, создание возможности для полноценной интеграции России в мировое информационное сообщество путем совершенствования существующих информационных технологий и технологий связи, а также освоения новых.

Правительство Российской Федерации намерено ввести четкое разграничение ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих организаций по вопросам содержания и развития автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Будут урегулированы вопросы заключения дорожных концессий, введения в определенных случаях платного проезда по участкам дорог и искусственным сооружениям, а также коммерческого использования земель, прилегающих к автомобильным дорогам.

В целях интеграции транспортного комплекса в мировую транспортную систему предполагается:

создание механизмов, стимулирующих модернизацию флота;

приведение таможенных требований в соответствие с международными нормами при фрахтовании судов;

системное развитие инфраструктуры портов в соответствии с перспективными потребностями внешней торговли;

закрепление тенденции роста доли российских портов в обработке грузов национальной грузовой базы;

осуществление мер поддержки отечественных авиакомпаний на международных авиатранспортных рынках при заключении межправительственных соглашений о воздушном сообщении.

В области развития железнодорожного транспорта планируется осуществить техническое перевооружение и модернизацию сети железных дорог, строительство путей, необходимых для освоения перспективных месторождений природных ресурсов и создания новых промышленных центров. Одновременно предполагается закрыть и ликвидировать отдельные железнодорожные линии и подъездные пути, эксплуатация которых становится убыточной при отсутствии дотаций со стороны заинтересованных предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

Для ускоренного развития информационных технологий необходимо расширить инфраструктуру сети Интернет на территории России, демонополизировать телекоммуникационный и информационный рынки, создать соответствующую конкурентную среду.

Реформирование естественных монополий

Приоритетными задачами государственной политики в области реформирования естественных монополий на 2000-2001 годы являются:

принятие мер по решению проблемы неплатежей за поставки продукции и оказание услуг естественными монополиями;

создание необходимых условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей;

обеспечение формирования регулируемых цен и тарифов на продукцию (услуги) газовой отрасли и электроэнергетики с дифференциацией их по режимам потребления, полной компенсацией обоснованных затрат на производство, а также постепенным доведением цен и тарифов до уровня, предусматривающего самофинансирование этих отраслей;

обеспечение недискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулировании;

снижение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.

В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать комплекс мер по реструктуризации соответствующих отраслей с целью четкого разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности, созданию благоприятных условий для их постепенной демонополизации. При необходимости будут введены ограничения на процессы вертикальной и горизонтальной интеграции.

В сфере газовой промышленности будут разработаны концепция по развитию рынка газа в Российской Федерации и программа поэтапного повышения цен на природный газ до 2005 года. Для их последующей реализации предполагается осуществить:

изменение структуры топливного баланса страны в направлении сокращения доли природного газа в структуре потребления топлива;

финансовое разделение деятельности, связанной с распределительным транспортом природного газа и сбытовыми функциями внутри газораспределительных организаций;

совершенствование процедуры обеспечения доступа независимых производителей природного газа к магистральной сети открытого акционерного общества "Газпром" в установленном порядке;

разработку и введение в действие правил работы оптового рынка газа, регламентирующих взаимодействие участников торговли в нерегулируемом секторе рынка газа;

введение в действие единых для всех участников рынка двухставочных тарифов на услуги по транспортировке природного газа по магистральным и распределительным газопроводам.

В сфере электроэнергетики будут разработаны основные положения по развитию и функционированию рынка электрической энергии (мощности) в Российской Федерации. Для их последующей реализации предполагается осуществить:

демонополизацию секторов производства и сбыта электроэнергии и развитие оптового и розничного рынков электроэнергии;

разделение естественно-монопольного и конкурентных секторов в системе электроэнергетики, усиление контроля в естественно-монопольном секторе на всех уровнях, включая реструктуризацию региональных энергетических компаний;

развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры и формирование технологической инфраструктуры рынка электроэнергии, создание соответствующего эффективного механизма государственного контроля;

обеспечение условий для деятельности независимых производителей (продавцов) электроэнергии.

В сфере железнодорожного транспорта будет разработана концепция развития структурной реформы железнодорожного транспорта, на основе которой будут реализованы следующие меры:

упорядочение государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте;

создание соответствующей правовой базы и разделение в системе железнодорожного транспорта государственных и хозяйственных функций;

отделение большей части вспомогательных и обслуживающих предприятий, их приватизация, а также выделение объектов социальной сферы, кроме расположенных в малонаселенных районах, передача которых в введение муниципальных органов невозможна;

разделение естественно-монопольного, конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железнодорожного транспорта и усиление государственного контроля в естественно-монопольном секторе;

обеспечение доступа к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса на недискриминационной основе и формирование впоследствии в рамках конкурентного сектора компаний по перевозке грузов и пассажиров;

поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.

В области связи Правительство Российской Федерации утвердит концепцию по дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций, в том числе порядка оказания операторами услуг присоединения, механизма финансирования универсальных услуг связи. Будет осуществлено совершенствование механизма регулирования цен (тарифов) на услуги связи, введен раздельный учет телекоммуникационными операторами доходов, затрат, активов и обязательств по видам деятельности (сетевые услуги, услуги абонентам, услуги по предоставлению доступа к сети и т.д.).

Развитие топливно-энергетического комплекса

Государственная политика в отношении топливно-энергетического комплекса в 2000-2001 годах будет ориентирована на решение следующих основных задач:

удовлетворение топливно-энергетическими ресурсами российских потребителей, включая обеспечение потребностей бюджетных предприятий и организаций;

устойчивое, экологически безопасное развитие топливно-энергетического комплекса на основе повышения эффективности использования топлива и энергии;

обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса страны, в том числе за счет сокращения доли природного газа в структуре потребления топлива;

поэтапное прекращение перекрестного субсидирования потребителей энергоресурсов;

стимулирование энергосбережения, в том числе реализация мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере, на муниципальном и региональном уровнях;

совершенствование системы налогообложения в сфере топливно-энергетического комплекса в целях стимулирования инвестиций в освоение новых месторождений и производственных мощностей.

В этой связи Правительство Российской Федерации считает необходимым безусловное обеспечение расчетов за энергоресурсы получателей средств федерального бюджета и зарубежных потребителей, а также осуществление программы энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере, включая введение элементов стимулирования и обязательных нормативов эффективного использования топлива и энергии. Большое значение будет иметь развитие нормативной правовой базы заключения соглашений о разделе продукции, в том числе для мелких месторождений.

В предстоящий период Правительство Российской Федерации намерено сократить список организаций (объектов), которым нельзя ограничивать или прекращать отпуск топливно-энергетических ресурсов, и повысить дисциплину платежей. Для регулируемых организаций топливно-энергетического комплекса будет усилен контроль за фактической реализацией инвестиционных программ и крупных инвестиционных проектов, учитываемых при формировании регулируемых цен (тарифов).

Особое внимание будет уделено развитию конкурентной среды в нефтяном секторе на основе правил использования производственной инфраструктуры и в первую очередь обеспечению гарантий недискриминационного доступа производителей к магистральному трубопроводному транспорту.

Развитие оборонно-промышленного комплекса

Основной задачей реструктуризации оборонно-промышленного комплекса на 2000-2001 годы является обеспечение определяемых военной доктриной, планами военного строительства и Программой вооружений потребностей Вооруженных Сил и других войск России в системах, комплексах и образцах вооружения (в том числе ядерного) и военной техники российского производства.

Для решения этой задачи Правительством Российской Федерации будет предусмотрено:

сокращение ресурсоемкости оборонно-промышленного комплекса с одновременным повышением его эффективности;

создание крупных технологически интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса;

сопряжение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использования двойных технологий и диверсификации;

приоритетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной сфере, предусмотренных государственным оборонным заказом в целях обеспечения опережающего задела для создания перспективных образцов и систем вооружений;

эффективное использование потенциала оборонно-промышленного комплекса для развития гражданских секторов экономики.

Развитие агропромышленного комплекса

Основной задачей развития агропромышленного комплекса страны на 2000-2001 годы является формирование конкурентных и эффективных рынков агропромышленной продукции, создание правовой, финансовой и институциональной инфраструктуры их функционирования.

В предстоящий период в этой сфере Правительство Российской Федерации сосредоточит свои усилия на:

обеспечении финансового оздоровления хозяйств агропромышленного комплекса;

подготовке правовой базы и экономических условий для концентрации земли и капитала в руках эффективных сельскохозяйственных производителей;

создании с учетом рыночных условий системы страхования в сельском хозяйстве;

создании федерального резервного фонда зерна;

создании благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в производство сельскохозяйственной техники, расширении лизинга.

Правительство Российской Федерации внесет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения по упорядочению предоставления дотаций и субсидий на федеральном и региональном уровнях, развитию кооперативных кредитных организаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, урегулированию отношений, связанных с залогом и арендой сельскохозяйственных земель.

Развитие рынка земли и недвижимости

Основной задачей государственной политики в сфере земли и иной недвижимости на 2000-2001 годы является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан. Правительство Российской Федерации будет настаивать на внесении в законодательство Российской Федерации поправок, которые обеспечат вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот, четко разграничат соответствующие права собственности между различными уровнями власти.

Приоритетными мерами для решения этих задач являются:

создание единого объекта недвижимости на основе прав на земельный участок;

обеспечение передачи участков под зданиями, сооружениями, организациями в собственность тех лиц, которым эти объекты принадлежат на праве собственности;

передача земельных участков, используемых для нужд городов и поселений, в собственность муниципальных образований, разграничение земель между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

обеспечение возможности гражданского оборота единых объектов недвижимости;

введение единой системы регистрации прав на недвижимость (в том числе, и в сельском хозяйстве);

обеспечение гарантий надежности регистрации прав на недвижимость, доверия к записям Единого государственного реестра прав, а в перспективе - переход к принципу полной защиты государством имущественных прав добросовестного приобретателя;

ведение общегосударственного земельного кадастра;

стимулирование ипотечного кредитования с использованием в качестве обеспечения земельных участков и других объектов недвижимости.

Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика России в 2000-2001 годах будет направлена на обеспечение:

наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

благоприятного платежного баланса страны;

повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Необходимо также завершить переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации в сроки, позволяющие принять участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

В этой связи Правительство Российской Федерации намерено добиваться приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов.

Совершенствование регулирования внешнеторговой деятельности будет направлено прежде всего на:

установление процедур разрешения споров;

приведение в соответствие с требованиями Генерального соглашения по торговле и тарифам условий выдачи лицензий и распределения квот, введения количественных ограничений экспорта и импорта, принятия защитных мер;

введение порядка применения экспортных субсидий и иных форм поддержки экспорта и производства.

В области модернизации экономики реализация Плана действий создаст необходимые правовые условия для формирования в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, что станет предпосылкой значительного расширения деловой активности, сокращения оттока капитала, ускорения формирования широкого среднего класса. Планируемая экономическая политика должна привести к созданию основных элементов эффективной финансовой инфраструктуры и обеспечению финансовой устойчивости государства на основе сбалансированной бюджетной системы и комплекса инструментов денежно-кредитной политики, позволяющих гарантировать защиту от неблагоприятных внешних воздействий. Реализация мер в области структурной политики придаст российской экономике новый импульс, обеспечивающий ускоренное развитие отраслей с новым технологическим укладом, активное использование результатов инновационной деятельности, более тесную интеграцию России в международную систему разделения труда. Целенаправленное и согласованное движение по всем указанным направлениям позволит добиться сохранения высоких темпов экономического роста, последовательного повышения уровня жизни населения, активизации интеллектуального потенциала страны, увеличения степени открытости российской экономики, а также создания необходимых предпосылок для обеспечения долгосрочной экономической устойчивости государства.

Основные мероприятия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы прилагаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Плану действий Правительства Российской Федерации
в области социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 годы,
утвержденному распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 июля 2000 г.
N 1072-р

---

В правительство внесен антикризисный план на 2016 год (документ имеется в распоряжении «Газеты.Ru»). На борьбу с кризисом планируется потратить более 827 млрд руб. Из них 446 млрд — это плановые расходы бюджета, еще 207 млрд возьмут из Антикризисного фонда. Его размер пока не определен, говорит источник «Газеты.Ru».

Для реализации плана распечатают Фонд национального благосостояния — почти на 40 млрд руб.

«Деньги ФНБ предназначены для финансирования определенных проектов, отобранных по результатам рассмотрения на комиссии в », — утверждает источник.

За счет чего будут покрыты расходы еще на 133 млрд, пока не определено — это чиновники решат по ходу дела. Один из вариантов решения проблемы финансирования — вырученные средства от приватизации госактивов. «В случае продажи акций крупнейших российских компаний могут быть обеспечены поступления в федеральный бюджет в размере до 1 трлн руб. Но это не значит, конечно, что все они будут направлены на мероприятия плана», — поясняет источник.

План подготовило Минэкономразвития. Он был внесен в правительство в понедельник, 8 февраля. В среду премьер-министр проведет очередное совещание, на котором состоится обсуждение «плана действий», пояснили в Белом доме. В этот же день с членами кабинета встречается президент, но в повестке Кремля обсуждение правительственного документа не обозначено. Параметры плана обсудят также на парламентских слушаниях в в пятницу, 12 февраля.

«Проект плана действительно внесен в правительство. Он представляет собой документ, содержащий основные предложения, часть которых уже обсуждалась и принята, а часть еще будет обсуждаться дальше», — подтвердила во вторник пресс-секретарь премьер-министра . Не все меры, которые представлены в проекте плана, в итоге будут приняты, уточнила она.

Официальное название документа — «План действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». Причем чиновник, знакомый с деталями плана, категорически не советует называть этот план «антикризисным».

Хотя наличие кризиса в стране не отрицается. В прошлом году экономика ушла вниз на 3,7%, прогноз на этот год — минус 0,7%.

«Но план все-таки не антикризисный, это план по развитию секторов экономики, план, где будет будущее. Где будет рост. Туда пойдут госсредства, а раздавать деньги всем подряд больше никто не будет», — говорит один из чиновников, намекая на то, что прошлый кризис власти «заливали деньгами».

«Первая половина плана как раз содержит меры по оперативной стабилизации экономики, все расписано по месяцам и по кварталам, а вторая часть — это свод текущей деятельности правительства по отраслям и направлениям», — пояснил «Газете.Ru» , замминистра экономического развития. Он также отметил, что план не оценивается как антикризисный.

Правительство не называет план антикризисным по той простой причине, что признавать погружение страны в кризис чиновникам не хочется. Тем более что стартовала избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы, и правительство не готово обострять отношения с партией власти, считает эксперт компании ФБК Игорь .

«По сути этот план действительно не антикризисный, скорее «сборная солянка» из предложений разных ведомств. План может смягчить последствия кризиса, но вывести экономику на траекторию роста однозначно не способен», — говорит Николаев.

Базовые направления, которые получат финансирование из «плана действий», — инфраструктурные проекты, сельское хозяйство, инновации, отраслевая наука, а также госкомпании. Всего в плане 152 пункта, сгруппированных по разделам. Первый же из них обозначен как «неотложные мероприятия». В частности, он содержит дополнительные меры поддержки безработных. Их в России, по данным Минтруда, уже более 1 млн человек.

Здесь же предусмотрено выделение средств на «Программу помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации». Не исключено, что часть средств достанется пострадавшим заемщикам по валютной ипотеке, которые уже перекрывают улицы в центре Москвы и приковывают себя наручниками в офисах госбанков. Впрочем, сколько зарезервировано средств на безработных и проблемных заемщиков, неизвестно. Зато конкретные расходы указаны на закупку лекарств для лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), — 21,5 млрд руб.

В разделе «поддержка отдельных отраслей» — по 10 млрд планируется направить на импортозамещение в сельском хозяйстве, в том числе докапитализацию , а также на поддержку транспортного машиностроения. На строительную отрасль (субсидирование покупок на рынке новостроек) — 16,5 млрд, на весь отечественный легпром — 1,4 млрд.

На «стимулирование спроса на автомобильную технику, сохранение рабочих мест на предприятиях автомобилестроения и в смежных отраслях» выделяется 88,6 млрд руб.

Одним из самых мощных лоббистов оказались РЖД. На «обеспечение приобретения тягового подвижного состава в рамках реализации инвестпроекта в 2016 году из средств ФНБ выделяется» более 39 млрд руб.

Власти признали также наличие проблемы закредитованности региональных бюджетов и на их поддержку хотят выделить 310 млрд руб.

При этом долги регионов — коммерческие и по займам — уже превышают 2 трлн руб.

Правительство готово поддержать несырьевой и высокотехнологичный российский экспорт. Делаться это будет через субсидирование ставок — 13 млрд выделят и более 9 млрд . Отдельная рубрика посвящена поддержке малого и среднего бизнеса через госкорпорацию МСП — на это нашли 28 млрд руб.

Правительство также может рассмотреть предложения министерств, которые не вошли в итоговый план (всего их 100), но все еще сохраняют шансы на госфинансирование. В частности, речь идет о выравнивании зарплат топ-менеджеров госкомпаний. «Все будет зависеть от того, сможет ли ведомство, инициировавшее такие меры, убедительно обосновать их», — считает федеральный чиновник.

Приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в 2016 году названы: исполнение социальных обязательств, поддержка уровня жизни и благосостояния граждан РФ, а также стабильное экономическое развитие. Чиновники определились с мерами преодоления кризиса, а также с объемом их финансирования из федерального бюджета.

Правительство России утвердило План действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Документ уже подписал Премьер-министр России Дмитрий Медведев. В Плане предусмотрены действия всех министерств и ведомств на 2016 год, а также объемы финансирования необходимых антикризисных мер из федерального бюджета. Объемы и источники дополнительного финансирования чиновники собираются определить по итогам работы в 1 квартале 2016 года.

Документ имеет вид таблицы, которая состоит из семи столбцов. В каждом из них определены:

  • действия чиновников;
  • документы, необходимые для обеспечения этих действий;
  • сроки исполнения;
  • ответственные за исполнение министерства и ведомства;
  • объем и источники финансирования (основные и дополнительные);
  • ожидаемый результат.

Социальный блок

Планом предусмотрены дополнительные меры по содействию занятости населения в виде недопущения роста безработицы. На это чиновники готовы потратить 3 млрд рублей из дополнительных источников. Ими, видимо, станут региональные бюджеты, поскольку речь идет об участниках региональных программ.

Те граждане, которые все же окажутся в числе безработных, смогут рассчитывать на дополнительные социальные выплаты из бюджетов субъектов РФ. На эти цели чиновники запланировали субвенции из федерального бюджета в размере 5,5 млрд рублей.

Кроме того, Правительство собирается продолжить выплаты наличных средств из материнского капитала, начиная со 2 квартала 2016 года. Но получить эти деньги смогут не все, а только нуждающиеся семьи. Разработать соответствующий закон поручено Минтруду и Минфину. Им поручено найти источники финансирования этого мероприятия, так как в плане не указан ни объем средств, ни откуда они могут быть направлены. Этим же министерствам, с участием Пенсионного фонда России поручено изыскать возможности и внести предложения по дополнительной
индексации пенсий по итогам первого полугодия 2016 года. Объемы финансирования станут известны после доклада чиновников по итогам 1 квартала 2016 года.

Планом предусмотрены также меры, направленные на сохранение необходимого финансирования госпрограмм по поддержке инвалидов и тяжело больных людей. На компенсацию расходов по приобретению средств реабилитации инвалидов, с учетом их подорожания, Правительство РФ потратит из федерального бюджета 29,8 млрд рублей. На лекарственное обеспечение граждан источники финансирования и объем ассигнований пока не определены.

Аналогичная ситуация сложилась с запланированной на первое полугодие господдержкой производителей отечественных лекарств. Однако, значительные суммы средств, как за счет федерального бюджета (88.59 млрд руб.), так и за счет дополнительных источников (49.1 млрд руб.), чиновники собираются направить на обновление парка санитарного автотранспорта в связи с высокой степенью его износа. Такие меры позиционируются кабмином как поддержка отечественного автопрома. При этом отдельно на поддержку тяжелого машиностроения из дополнительных источников будет выделено 10 млрд рублей, а на выпуск отечественных легковых машин - 1,4 млрд рублей.

Будут продолжены такие программы, как "Жилье для российской семьи" и субсидирование ипотеки в новостройках. Если на первую чиновники еще не нашли денег, то на вторую будет истрачено 16,5 млрд рублей. 3,5 млрд рублей из федерального бюджета будут направлены на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. А Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства поручено простимулировать льготное кредитование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем субсидирования процентной ставки за счет своих доходов. Чиновники считают, что таким образом строительные компании получат необходимую загрузку.

Экономический блок

Среди субсидированных направлений межрегиональных перевозок на которое Правительство РФ выделило 0,4 млрд рублей из дополнительных источников, в этом году нет Крыма. Чиновники решили поддержать туристические потоки на Дальний Восток, а также развитие автобусного маршрута "Золотое кольцо России".

Промышленным предприятиям кабинет министров обещает субсидировать выплату процентов по кредитам, взятым на пополнение оборотных средств и финансирование развития производства. На эти цели будет истрачено 2,2 млрд рублей из дополнительных источников, и помощь получат 150 предприятий. Вместе с тем, 0,2 млрд рублей из федерального бюджета будет направлено на создание агентства по технологическому развитию, которое будет курировать промышленность и обеспечивать эффективный трансфер технологий.

Планом предусмотрено создание дополнительных мест в общеобразовательных школах, поддержка ОАО РЖД, ФГУП "ГКНПЦ имени М.В.Хруничева", ПАО "ГТЛК", "Банка развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)", а также сельского хозяйства и развития внутреннего туризма. 310 млрд рублей из федерального бюджета чиновники направят на предоставление кредитов регионам РФ. 7,2 млрд рублей получат на свое развитие моногорода.

Чиновники обещают поддержку отечественным производителям товаров народного потребления, а также финансирование программ в области инновационных технологий и модернизации промышленности. Не забыты в плане кабмина и промышленные кластеры. Для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса из федерального бюджета выделено 11,1 млрд рублей. Эти средства пойдут на создание создание новых предприятий и модернизацию существующих.

Кроме того, в числе мер по недопущению необратимых кризисных явлений в секторах экономики, чиновники собираются расширить практику реализации проектов государственно-частного партнерства и обеспечить снижение административного давления на бизнес. В частности, расширить основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы за экономические преступления, ограничить проверки бизнеса, а также установить законодательные норм по взиманию неналоговых платежей с субъектов предпринимательской деятельности и ввести ряд других мер, о которых много говорят, но в реальности бизнес их пока не ощущает.

Федеральные органы исполнительной власти вместе с органами исполнительной власти субъектов РФ, Банком России и всеми заинтересованными организациями должны обеспечить выполнение пунктов плана в установленные сроки и каждый месяц отчитывать об их реализации в Минэкономразвития России.

Реализация стратегии предполагает следующие этапы: «проектно-исследовательский», «пилотных проектов и программ» и «системных преобразований».

На первом, «проектно-исследовательском», этапе реализации Стратегии (2005 - 2006 гг.) предполагается провести исследования инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а также организовать процесс согласования приоритетов между субъектами регионального развития. Результатом деятельности на первом этапе станет: основные положения Генеральной схемы пространственного развития, формирование пакета инфраструктурных проектов, формирование ФЦП «Пилотные регионы России», формирование системы мер государственной поддержки и регулирования в отношении пилотных регионов. Кроме того, на данном этапе должно быть создано Федеральное агентство регионального развития и территориального планирования и Национальный институт территориального и городского планирования. На данном этапе должны быть подготовлены модели мониторингов состояния социально-экономического развития российских регионов, определены механизмы их реализации. В ходе первого этапа должны быть сформулированы технико-экономические обоснования проектов выделения на территории Российской Федерации особых функциональных зон, определены пилотные регионы для реализации отдельных программ регионального развития (формирования экономических кластеров, региональных модулей НИС и пр.).

На втором этапе - «пилотных проектов и программ» (2007 – 2010 гг.) предполагается реализовать в пилотных регионах меры, направленные на реализацию настоящей Стратегии, в рамках принятых федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития и Генеральной схемы пространственного развития российской Федерации, с последующим анализом результатов действий. Результатом второго этапа реализации Стратегии должна стать система мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленная на обеспечение реализации Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (ФЦП «Пространственное развитие Российской Федерации»).

Третий этап реализации Стратегии – «этап системных преобразований» (2011 – 2020 гг.) - предполагает реализацию принятых в соответствии с ней федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития и Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации. На данном этапе должен осуществляться мониторинг реализации данных программ и их оперативная коррекция. Результатом данного этапа станет формирование на территории России нескольких макрорегионов, соразмерных мировым по объему ВРП на душу населения, а главное, выступающих значимыми центрами инновационного развития страны, оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние на другие регионы.

Действия в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации поэтапно выглядят следующим образом:

Этап I «Проектно-исследовательский» (2005-2006 гг.):

      Формирование организационных предпосылок (создание Федерального агентства регионального развития и территориального планирования) для реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

      Исследование инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов Российской Федерации, согласование приоритетов и формирование пакета инфраструктурных проектов.

      Определение точек роста и системы опорных регионов, разработка стратегии их развития.

      Разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации.

      Разработка концепции нормативной базы планируемых реформ:

        Реформа государственной региональной политики;

    1.5.2 Реформа федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления;

    1.5.3 Реформа жилищного строительства;

    1.5.4 Реформа государственной политики расселения;

    1.5.5 Реформа коммунального хозяйства;

    1.5.6 Создание государственной системы мониторинга регионального развития.

      Разработка и утверждение основных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов власти и других субъектов развития по социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации, а также внесение поправок в существующее законодательство, закрепление особого режима правового регулирования на отдельных территориях.

      Разработка и утверждение федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития, разработка приоритетных федеральных проектов.

      Методическое обеспечение бюджетного процесса ориентированного на результат для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в рамках разработки Сводного доклада о результатах и основных направления деятельности Правительства Российской Федерации) с акцентом на адресное и высокоэффективное обеспечение процесса регионального развития.

      Разработка механизмов финансового обеспечения проектов регионального развития, в том числе с использованием частно-государственного партнерства.

      Разработка практических механизмов удвоения ВРП по отношению к различным типам регионов и качественного изменения структуры ВРП (увеличение доли инновационной составляющей).

      Определение и согласование стратегических приоритетов развития пилотных регионов.

      Разработка стратегий развития пилотных регионов.

Этап II «Пилотных проектов и программ» (2007-2010 гг.):

      Создание институтов регионального развития (территориальные подразделения Федерального агентства регионального развития и территориального планирования).

      Отбор приоритетных инвестиционных проектов по итогам первого этапа и их реализация.

      Разработка и утверждение нормативно-правовой базы, обеспечивающей процесс устойчивого развития в опорных регионах.

      Финансирование приоритетных инвестиционных проектов через ФЦП регионального развития.

      Внедрение механизмов удвоения и качественного изменения структуры ВРП (увеличение доли инновационной составляющей).

      Внедрение системы регионального и муниципального мониторинга.

      Формирование системы мер государственного регулирования, в том числе нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение реализации Генеральной схемы пространственного развития.

Этап III «Системных преобразований» (2011-2020 гг.):

      Определение и законодательное закрепление опорных регионов и стратегии их социально-экономического развития.

      Корректировка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации по итогам реализации второго этапа.

      Утверждение нормативной базы федеральных реформ регионального развития, эффективность которых подтверждена в рамках реализации второго этапа.

      Утверждение основных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов власти и других субъектов по социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации, а также внесение поправок в существующее законодательство, закрепление особого правового статуса отдельных территорий по итогам реализации второго этапа.

      Корректировка нормативно-правовой базы, действующей в зонах особого экономического регулирования, по итогам реализации второго этапа.

      Корректировка федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития по итогам реализации второго этапа.

      Корректировка механизмов финансового обеспечения проектов регионального развития из Федерального фонда регионального развития по итогам реализации второго этапа.

      Корректировка и согласование стратегических приоритетов развития регионов.

      Разработка и внедрение программ социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

      Финансирование приоритетных региональных инвестиционных проектов используя ФЦП регионального развития.

Дмитрий Медведев утвердил План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. При всей важности оперативного антикризисного реагирования ключевым направлением работы Правительства России будет реализация структурных мер, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для выхода на траекторию устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе.

Документ

  • План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году

Реализация (утверждён распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р) позволила предотвратить критическое ухудшение социально-экономической ситуации, сгладить эффект от временного резкого роста процентных ставок для наиболее уязвимых секторов российской экономики, оказать поддержку проектам высокотехнологичного экспорта и импортозамещения, а в части социальной политики – сосредоточить ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоёв населения.

Прогноз социально-экономического развития на 2016 год предполагает сохранение сложившейся мировой конъюнктуры, высокой нестабильности мировых цен на энергоносители, колебаний валютных курсов. В этих условиях Правительством России подготовлен План действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (далее – План).

Приоритетное направление Плана – поддержка уровня жизни и благосостояния российских граждан, выполнение социальных обязательств государства.

Запланированы также меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в секторах экономики, имеющих значительный эффект для развития смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство, лёгкая промышленность) и важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, оборот лекарственных средств).

При всей важности оперативного антикризисного реагирования ключевым направлением работы Правительства России будет реализация структурных мер, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для выхода на траекторию устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе.

Для структурной перестройки модели экономического развития будут использованы инструменты, обеспечивающие улучшение условий ведения бизнеса и регуляторной среды, поддержку малого и среднего предпринимательства, импортозамещения, экспорта несырьевой продукции.

Федеральным органам исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Федерации, Банка России и заинтересованных организаций поручено обеспечить выполнение Плана в установленные сроки и ежемесячно представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе его реализации.

Минэкономразвития России поручено обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам реализации Плана, анализировать информацию, полученную от федеральных органов исполнительной власти, организаций и органов исполнительной власти субъектов Федерации, и ежемесячно представлять в Правительство доклад о ходе реализации Плана.

2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.