Расшифровка ффомс, основные функции и задачи фонда, бюджет организации. Страховые взносы в пенсионный фонд рф, фсс рф, ффомс Что такое фонд омс

Уплата взносов в ПФР и на мед. страхование обязательна для всех работодателей и предпринимателей. Чтобы перечислять взносы на медицинское страхование, нужно знать КБК и процентную ставку. В статье рассмотрим, каковы же в ФФОМС ставка и процент отчислений.

Как рассчитать ставку взноса

Большинство работодателей рассчитывают ставку ФФОМС по действующему тарифу 5,1%. Для этих страховых взносов не установлено максимальной величины. Независимо от того, какую сумму заработал за год работник, с каждой выплаты необходимо делать отчисление на мед. страхование. Взносы зависят от минимальной оплаты труда, поэтому расчет не составит труда.

На примере взносов ИП за «себя» рассмотрим, какая сумма по обязательному страхованию в 2017 году:

  • Пенсионный — 7 500 * 26% * 12 = 400 рублей.
  • Мед. страхование взносов коммерсанта — 7 500 * 5,1% * 12 = 4 590 рублей.

Итак, страховые взносы для коммерсантов, которые платят за себя, составляют в 2017 году 27 990 руб. Данная сумма обычно делится на четыре квартала. По окончании квартала коммерсанты обязаны уплачивать единый взнос в сумме 6 997,5 рублей. Ежемесячная ставка составляет 2 332,5 рублей.

Зная годовую сумму, эти взносы можно уплачивать как единым платежом, так и ежеквартально. Ежеквартальные платежи делают практически все коммерсанты. Они фиксированные для предпринимателей, не имеющих сотрудников. Для всех работодателей страховой взнос и его ставка зависят от выбранной системы налогообложения, от суммы, которая начислялась работнику в течение года.

Страхователи, которые имеют работников , делают отчисления по следующим тарифам:

  • ПФР - 22%. Эта сумма колеблется и зависит от опасности работ на предприятии. Могут быть установлены дополнительные взносы, о чем в отдельном извещении фонд сообщает руководителю.
  • ФСС - 2,9%. Начисляются взносы на опасность и травматизм. Размер этого взноса определяется для каждого предприятия отдельно.
  • ФФОМС - 5,1%.

Если же компания находится на упрощенке и в тоже время занимается «льготным» видом деятельности, то размер страхового взноса будет иным.

Чтобы воспользоваться льготным взносом, нужно проверить, относится ли код экономической деятельности к «льготникам», перечень которых был установлен на основании ФЗ № 212. Для таких компаний и предпринимателей взносы в ПФР составляют 20%, а страховые взносы в мед. страх 5,1%.

Если пенсионный взнос может достигать предела и уменьшаться, то медицинская ставка не имеет предельного значения, поэтому отчисления 5,1% действуют весь год.

Ставка взноса в ФФОМС в 2017 году

Изменения, которые коснутся всех налогоплательщиков в 2017 это, прежде всего, передача полномочий от одних контролирующих органов другим. Заниматься теперь проверками правильности начисления и уплаты будут налоговые органы. Федеральный закон теперь действовать не будет, на смену ему придет НК.

Проверка деятельности предпринимателей и организаций будет осуществляться на основании нового законодательства. Это единственное и главное изменение в 2017 году. Каков процент отчисленияв ФФОМСнас ожидает, можно увидеть в таблице:

Как мы видим, страховые тарифы не изменятся и останутся на прежнем уровне. Понижение взносов контролирующие органы не отменили, просто теперь воспользоваться смогут не все работодатели. Изменения по размеру страхового взноса ощутят на себе коммерсанты, платившие за себя.

Повышение МРОТ на 7 500 рублей приведет к увеличению суммы налогов на обязательное страхование.

Кто не платит взносов

Кто может не платить взносы? Сюда относятся:

  • Аптеки, коммерсанты, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности.
  • Организации, занимающиеся сферой социального обслуживания граждан.
  • Благотворительные организации.
  • Компании, занимающиеся исследовательскими разработками.

Для этих организаций предусмотрена тарифная ставка 0%.

Ставкой 4% по начислению страховых обязательных взносов в ФФОМС могут воспользоваться следующие страхователи:

  • Компании, которые занимаются информационными технологиями.
  • Коммерсанты и организации, которые занимаются изобретениями и научными разработками.
  • Туристические организации.

Таким образом, процентная ставка для уплаты взноса напрямую завит от вида деятельности предпринимателя и организации. Насколько активна структура в государственном и благотворительном финансировании, настолько понижается и ставка взносов.

Медицинское страхование – это одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Цель медицинского страхования гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий.

Закон РФ от 28 июня 1991 г. “О медицинском страховании граждан” был полностью введён в действие с 18 января 1993 года. Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования, а именно – к бюджетно-страховой системе.

Бюджетные средства обеспечивают финансирования в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся) а внебюджетные средства – работающих граждан.

Страхователями выступают исполнительные органы субъектов РФ, местное самоуправление и хозяйствующие субъекты а так же граждане – предприниматели.

Для реализации указанного закона и осуществление государственной политик в области обязательного мед. страхования были сформированы федеральный и территориальные фонды обязательного мед. страхования. Фонды ОМС являются самостоятельными некоммерческими финансовыми учреждений. Они предназначены для аккумулирования финансовых ресурсов на обязательное мед. страхования, обеспечение финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивание фин. Ресурсов на его проведение.

Федеральный фонд ОМС создан с постановления верховного совета РФ от 24 января 1993.На федеральный фонд возложены следующие функции:

    Создание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного мед. страхования.

    Финансирование целевых программ в рамках обязательного мед. страхования.

    Разработка нормативно методических документов, обеспечивающих реализацию закона “о мед. страховании граждан РФ”

    Организация подготовки специалистов ОМС

    Участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке программ обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счёт:

    Страховых взносов работодателей в виде обязательных отчислений.

    Взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах.

    За счёт ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС.

    За счёт доходов от использования временного свободных финансовых средств федерального фонда.

    За счёт нормированного страхового запаса финансовых средств фонда.

    За счёт добровольных взносов и иных поступлений не запрещённых законодательством РФ.

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании положения о территориальном фонде ОМС. Который утверждён постановлением верховного совета 24 февраля 1993г.

В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы. Территориальный фонд создаётся для финансирования территориальных программ ОМС. Территориальный фонда ОМС выполняет следующие функции:

    Аккумулирует финансовые средства территориального фонда на ОМС.

    Осуществляет финансирование территориальной программы ОМС.

    Осуществляет финансово кредитную деятельность по обеспечению деятельности системы ОМС.

    Выравнивает финансовые ресурсы городов, районов и др. территорий.

    Осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов.

    Осуществляет взаимодействие с федеральным фондом и другими территориальные фондами.

Главными доходами ОМС являются страховые взносы работодателей и страховые платежей на неработающее население (90% от общей суммы доходов)

Порядок зачисления сумм страховых взносов определяется федеральным казначейством и министерство финансов. Что касается страховых взносов по неработающему населению, то их регламентирует правительство субъектов федерации и местная администрация за счёт средств предусмотренных в бюджетах.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является государственным внебюджетным фондом, созданным для финансирования медицинского обслуживания граждан России по программе ОМС. В данной статье рассмотрено, какие задачи и функции стоят перед ФФОМС, какую он имеет структуру, за счет чего формируется бюджет, с какими целями используются накопленные средства фонда.

Структура и управление ФФОМС

ФФОМС был создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 года, а 29 июля 1998 года вместо него принят устав. В соответствии с действующим налоговым законодательством при выплате заработной платы работодатель обязан перечислить страховые взносы в три внебюджетных фонда:

  • ПФР - 22% от облагаемого дохода сотрудника;
  • ФСС - 2,9% облагаемого дохода;
  • ФФОМС - 5,1%.

Взносы в ФФОМС отчисляются с заработной платы работодателем и поступают в фонд каждый месяц. Выплаты в организацию обязательного медицинского страхования являются обязательными. Функционирование данной организации регламентировано рядом законодательных норм и актов, в том числе Бюджетным кодексом, законом «Об обязательном медстраховании граждан Российской Федерации» и внутрифондовым уставом. Общая структурная схема ФФОМС представлена на диаграмме ниже.

Рисунок - Структурная схема фонда ОМС в 2018 г.

Все подразделения составляют единую систему, при этом каждое имеет свои функции и полномочия в области предоставления гражданам права на медицинское обслуживание и контроля соблюдения законодательства в этой сфере. Российская система обязательного страхования предусматривает финансирование деятельности здравоохранительных учреждений посредством работы страховых компаний и фондов; подобные структуры обязаны получить лицензию на этот род деятельности. Схема взаимодействия организаций работает следующим образом:

  • Страховая компания оформляет договор с учреждением здравоохранения (больница, поликлиника);
  • Страховая компания инициирует подписание договора о сотрудничестве с местным фондом ОМС;
  • Территориальный фонд выделяет средства, перечисляемые на счет страховой организации; та расходует их на оплату медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, имеющим полис ОМС.

Кроме того, законодательство предусматривает финансирование учреждений здравоохранения без участия страховых компаний, напрямую через региональные фонды и филиалы, однако данная методика практикуется реже. Применение разных способов распределения и перечисления средств требуется по причине того, что в структуре управления каждого региона есть свои особенности. При выборе способа перечисления и распределения учитываются такие моменты, как финансовое положение конкретного субъекта федерации, политическое положение, национальные особенности и другие аспекты.

В процентном соотношении граждане страны, зарегистрированные в системе ОМС, неравномерно прикреплены к страховым компаниям. Статистика показывает, что свыше 70% людей, пользующихся услугами бесплатной медицины, прикреплено к 15 наиболее крупным и известным страховым организациям.

Задачи и направления деятельности ФФОМС

Как государственная организация федеральный фонд обязательного медицинского страхования существует для реализации законодательных норм, регулирующих оказание бюджетных медицинских услуг. Иными словами, целью фонда является то, что каждый человек может претендовать на бесплатную врачебную помощь и регулировать исполнение этого требования. Спектр задач организации сформулирован в законодательных актах следующим образом:

  • Финансовая поддержка гражданских прав на получение врачебной помощи в необходимом объеме на бесплатной основе;
  • Организация денежных вливаний, которые служат для обеспечения стабильного положения системы обязательного медстрахования;
  • Разработка новых и поддержка прежних программ, распределение приоритетов в области страхования;
  • Распределение финансирования на реализацию целевых программ и проектов.

Выполнение данных задач осуществляется в рамках всей деятельности фонда, и его основные функции сводятся к следующему:

  • Контроль и уравновешивание финансов, распределяемых для филиалов и подконтрольных фондов для реализации базовых задач;
  • Регулирование размера отчислений, которые идут на поддержку программы ОМС;
  • Выделение финансов на реализацию региональных программ, нацеленных на решение проблем, характерных для конкретной области или населенного пункта;
  • Контроль регулярности перечисления взносов со стороны организаций и предпринимателей по разным уровням существующих фондов;
  • Проверка расходов, контроль над целевыми затратами, что позволяет наиболее рационально тратить средства и не допустить утечки финансов;
  • Создание и изменение методических инструкций для отлаженной работы и взаимодействия фондов и филиалов друг с другом;
  • Внесение предложений по улучшению существующей системы, в том числе корректировка нормативно-правовых положений с целью усовершенствования качества работы;
  • Контроль и корректировка аспектов базовой программы по обязательному страхованию для расширения спектра услуг;
  • Подготовка аналитических отчетов и передача информации в правительственные структуры;
  • Проведение учебных курсов для персонала для работы в сфере государственного медицинского страхования;
  • Проверка нормативных документов и положений;
  • Научно-исследовательские изыскания в медицинской страховой сфере;
  • Сотрудничество с другими ассоциациями на международном мировом уровне, обсуждение острых проблем в сфере страхования жизни и здоровья;
  • Разработка проекта о формировании фондового бюджета, составление и передача отчетности по реализации бюджетных денег.

Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект "Здоровье", пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Источники доходов и статьи расходов средств фонда

Расходование средств ФФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. Успешная работа ФФОМС напрямую связана с бесперебойным пополнением бюджета, и в качестве используются следующие субъекты:

  • Юридические лица (компании, индивидуальные предприниматели), которые вносят страховые платежи за людей, числящихся в штате как сотрудники. Размер взноса составляет 3,6% от фонда по оплате, и из них 0,2% передается в федеральный ФОМС, а все остальное – в региональные подразделения. Из этого распределения можно увидеть, что большая часть выплачиваемых денег остается в региональных фондах;
  • Бюджеты, которые перечисляют взносы на граждан, официально не трудоустроенных (несовершеннолетние, граждане на пенсии, безработные);
  • Добровольные взносы, вносимые гражданами или организациями (спонсорская помощь, пожертвования и пр.);
  • Инвестиции ФФОМС, когда организация использует имеющиеся свободные средства для вложения с целью получения краткосрочной или долгосрочной прибыли.

Российское законодательство определяет перечень категорий, в рамках которых расходуется бюджет фонда. Основными статьями расходов (на них выделяется свыше 60% средств бюджета) считаются оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам на бесплатной основе, зарплата сотрудников, занятых в сфере ОМС, финансирование страховых компаний и здравоохранительных учреждений, содержание резервных (экстренных) фондов.

Возможности граждан, застрахованных в системе

Любой гражданин вправе претендовать на качественную бесплатную помощь врачей и медперсонала, и базовые права регулируются фондом ОМС. Работа организации позволяет претендовать на полноценную помощь на территории России и за пределами, а именно на получение экстренной врачебной помощи в стране и за рубежом, на выбор поликлиники, лечащих специалистов, методов терапии при наличии нескольких вариантов, на выбор страховой организации, оформляющей полис, а также на получение профессиональной помощи.

Заключение

ФФОМС, основанный в 1993 году, призван обеспечивать оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ и контролировать реализацию базовой программы ОМС. Кроме того, одной из главных функций фонда является распределение финансирования в территориальные фонды и медучреждения государства.

В 2017 году функции по администрированию социальных платежей перешли к Федеральной налоговой службе. С 1 января в качестве получателя средств не только за текущий период, но и за предыдущие годы следует указывать инспекцию по месту регистрации юридического лица. Вместе с реквизитами изменились и КБК. В Налоговом кодексе появилась глава о Социальных взносах, которой следует руководствоваться при составлении документации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — это фонд, созданный для материального обеспечения бесплатных медицинских услуг.

В компетенцию учреждения входит разработка документации и программ, финансирование территориальных фондов, внесение предложений по совершенствованию перечня услуг.

Бюджет фонда создается из отчислений на медицинское страхование, пеней и штрафных санкций, трансфертов на государственные и целевые программы, а также пополняется иными путями, зафиксированными в законодательстве.

Чтобы получить медицинскую помощь, гражданин должен иметь при себе полис ОМС. Работник оформляет его самостоятельно в страховой медицинской организации (СМО), включенной в перечень местного фонда ОМС.

Расчет взноса для ИП — каков процент от ЕСН?

В 2017 году введены в действие следующие тарифы:

  • 22% (ПФР);
  • 2,9% (ФСС);
  • 5,1% (ФФОМС).

В законодательстве не предусмотрен предельный размер базы на медицинское страхование, поэтому в течение всего периода для расчетов используется фиксированная ставка платежа ФФОМС.

  • организации и ИП, штат которых на 80% состоит из инвалидов любой группы;
  • фирмы, осуществляющие научную, образовательную, оздоровительную или иную социальную деятельность, имущество которых принадлежит организациям инвалидов;
  • организации, уставной капитал которых сформирован из вкладов сообществ инвалидов;
  • аптеки на ЕНВД;
  • благотворительные организации на упрощенной системе;
  • некоммерческие организации на УСН, кроме научных, оздоровительных, культурных, спортивных и образовательных;
  • ИП, работающие на патентной системе налогообложения, кроме занятых в сферах недвижимости, розничной торговли, реализации общественного питания.

2) 0,1% — для ИП и организаций на территории Крыма, Севастополя, порта «Владивосток».

3) 4% — для фирм, осуществляющих деятельность в особых экономических зонах, IT-организаций, партнерств и ХО, занятые внедрением патентов и изобретений.

Расчет суммы взноса для ИП осуществляется по формуле:

Взнос = минимальный размер оплаты труда * тариф (%) * количество месяцев

Величина МРОТ меняется практически ежегодно, с июля 2016 года этот показатель составляет 7500 рублей.

Следовательно, платеж ИП составит:

7500*12*0,051 = 4 590 руб.

КБК платежа и пени

В 2017 году КБК изменились как для текущих перечислений, так и для платежей за предыдущие периоды.

Куда платить ПФР и ФФОМС?

В 2017 году взносы на медицинское страхование, наряду с платежами в ПРФ и , переданы под контроль Федеральной налоговой службы . Поэтому уплата взносов производится в налоговом органе, к которому прикреплены организация или ИП.

По новым правилам для перевода средств установлена крайняя дата — 15 число месяца, наступающего после окончания периода. В случае праздников и выходных пороговая дата для оплаты переходит на ближайший будний день.

Крайний срок внесения средств для ИП «за себя» — последнее число текущего года. При этом предприниматель имеет право как оплатить всю сумму сразу, так и разделить на несколько платежей.

Расчет по страховым взносам сдается ежеквартально до 30 числа следующего месяца. Обратите внимание, что бумажная отчетность сдается только организациями и ИП со штатом менее 25 человек. Если количество сотрудников превышает это число, юридическое лицо обязано передавать документацию в электронном виде.

Заполнение платежки

Скачать бланк платежки в ФФОМС для ИП в Excel можно по .

По новым правилам образцы платежных поручений заполняются в следующем порядке:

1. В графе «Статус плательщика» организации указывается статус 01, для ИП — 09. Вид платежа пишется только в трех случаях: при передаче отчетности в электронном виде (пишется «электронно»), отправлении документов почтой («почтой»), оплате через систему срочных платежей («срочно»). Информация доступна у служащих банка, через который происходит оплата.

2. Вводим данные о плательщике — ИНН, КПП, наименование организации или имя предпринимателя, расчетный счет, название и данные о банке. ИП в графе 102 вместо данных о КПП ставит 0.

3. В графе 16 в качестве получателя вводится «УФК по» и название субъекта РФ, а в скобках указывается территориальный орган по месту прикрепления. Реквизиты налогового органа доступны на сайте nalog.ru.
Далее необходимо указать название банка и реквизиты, через который производится оплата.

4. Графа «Вид оплаты» — 01, «Очередность платежа» — 5, код — 0.

5. КБК указывается в соответствии с утвержденными списками Минфина. В графе «Основание» для текущего взноса ставится ТП, для оплаты долгов — ЗД, если же инспекция выставила требование, в документ вносится аббревиатура ТР. Погашение долгов по акту проверки проводится с кодом АП.

6. Если вам неизвестен код ОКТМО, воспользуйтесь поиском на сайте nalog.ru

7. В поле «Период» ставится аббревиатура, обозначающая периодичность платежа, его номер и год. К примеру, для ежемесячного платежа за декабрь 2016 года ставится МС.12.2016. Поскольку ИП платит взносы ежегодно, в эту графу вводится ГГ.00.2017.

8. Назначение платежа — «Страховые взносы на (название взноса) за (месяц прописью) 2017 года».

ФФОМС — как платить за работников?

Помимо оклада, взносами облагаются разовые премии, вознаграждения, превышения нормативов, отпускные , командировочные, компенсации за задержку выплат и оздоровительные путевки в санаторий. Платежи не рассчитываются на выплаты по больничному листу, аренду и дивиденды, подарки сотрудникам.

Допустим, оклад сотрудника равен 24 000 рублей. Налоговая база за период с января по май равна 150 000 рублей . Помимо оклада, в июне работнику начислена премия в размере 5 500 рублей. Следовательно, общий размер базы за 6 месяцев составит 179 500 рублей.

Рассчитываем сумму взносов за 6 месяцев:

179 500 * 5,1% = 9 154,5 рублей.

В июне причитается к удержке сумма:

(24 000 + 5 500) * 5,1% = 1 504,5 рублей

Размер штрафа за несвоевременную оплату

Поскольку с 2017 года прием налога за медицинское страхование ведет налоговая служба, изменились и штрафные санкции за нарушение сроков оплаты и подачи отчетности.

Если организация или ИП не укладывается в сроки подачи расчетов по страховым платежам, юридическому лицу придется оплатить 5% от размера взноса за каждый месяц просрочки. Минимальная сумма штрафа — от 1000 рублей , максимальный размер составит 30% от общего размера взносов.

Если налогоплательщик намеренно искажает сведения налоговой базы, он обязан оплатить 20% просроченных средств. Наибольший размер штрафа, предусмотренный законом — 40 000 рублей. В случае полной или частичной неуплаты взносов придется отдать 40% от просроченной суммы.

Демографическая ситуация и изменения приоритетов государственной политики в сфере расходных статей бюджетов во многих странах приводят к возрастанию давления на государственные источники финансирования здравоохранения , а также повышается роль частных источников финансирования. Таким образом, даже в тех странах, где государство в финансировании здравоохранения традиционно занимало лидирующую позицию, возрастает роль медицинского страхования . По всему миру, где медицинское страхование выступает как стремительно развивающаяся отрасль, появляется все больше новых страховых продуктов, которые сконструированы для удовлетворения спроса на рынке страховых услуг и нацелены на индивидуальных покупателей. В целом же параметры продуктов определяются национальным законодательством и долей государственного вмешательства в отрасль.

Доступность медицинских услуг — это ключевая проблема в любом . Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование.

Таким образом, медицинское страхование сильно различается в зависимости от рынка к рынку и зависит от исторических традиций и государственных гарантий в этой области и потребностей, на которые нацелен рынок. Например, медицинское страхование в Великобритании и в США находится на диаметрально противоположных концах спектра системы здравоохранения. В США ДМС — это насущная необходимость, хотя для некоторых групп населения (пожилые, малоимущие) задействованы государственные программы, в основной же массе полис ДМС приобретается работодателями для своих работников. В Великобритании же здравоохранению отводится приоритетное значение, и оно в основном финансируется Национальной службой здравоохранения; полисы ДМС сконструированы таким образом, чтобы обеспечить хирургическое лечение вне очереди или обеспечить повышенным комфортом и качеством медицинских услуг. Такие полисы в большинстве своем также приобретаются работодателями. В некоторых странах рынки вторичного медицинского страхования развиваются с целью предоставления каких-либо дополнительных выплат или покрытия расходов, не охваченных первичным страхованием.

Медицинское страхование в РФ — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме.

Сущность медицинского страхования составляет механизм передачи риска, связанного с временной или постоянной потерей здоровья и расходов, в той или иной мере связанных с восстановлением утраченного здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Система медицинского страхования регулирует процесс поступления финансовых ресурсов в страховой фонд и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. Необходимая величина страхового фонда рассчитывается на основе вероятности наступления страхового случая. Размер разового страхового взноса зависит от состояния здоровья застрахованного, его возраста и иных факторов, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни.

Следует различать понятия "страховая медицина" и "медицинское страхование". Страховая медицина представляет собой один из способов финансирования здравоохранения. Подразумевается, что в качестве источника финансирования выступают страховые взносы по медицинскому страхованию. В свою очередь медицинское страхование — это более узкое понятие, которое представляет собой вид страховой деятельности.

Основные принципы страховой медицины, закрепленные законодательно:

  • всеобщий характер участия граждан Российской Федерации в программах обязательного медицинского страхования;
  • гарантированные объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению в рамках программы обязательного медицинского страхования;
  • бесплатность предоставления медицинских услуг населению в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сочетание добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • добровольное медицинское страхование, осуществляемое на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивающее граждан услугами сверх программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования.

Риск заболевания (утраты трудоспособности) относится к разряду рисков, возникающих по причинам, не зависящим от человека, однако подобные риски влекут за собой значительные расходы. Подобные риски затрагивают не только индивидуальных граждан, но и общество в целом, так как оно заинтересовано в поддержании здоровья его членов. Обязательное медицинское страхование входит в систему . Потребность в медицинских услугах можно отнести к разряду социальных, поэтому обязательное медицинское страхование гарантирует страховую защиту на случай заболевания всем застрахованным в равной мере.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; ст. 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"; в законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".

В частности, в Конституции РФ определено следующее: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Согласно закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, здравоохранение обязано удовлетворять потребность граждан в поддержании оптимального уровня здоровья независимо от того, какими материальными возможностями он располагает.

В соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Помимо субъектов в реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Реализуется через самостоятельную систему фондов (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов), а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций. Страховые организации осуществляют операции обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе. Страховые организации являются посредниками между фондами ОМС и медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги застрахованным гражданам.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС были созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В системе обязательного медицинского страхования в качестве страхователей выступают работодатели, которые обязаны заключать договоры ОМС в пользу своих работников, и индивидуальные предприниматели. Страхователей в системе ОМС можно представить в виде двух групп:

  • страхователи для работающего населения;
  • страхователи для неработающего населения (дети, учащиеся, пенсионеры и пр.).

Первая группа объединяет предприятия, учреждения, организации, которые являются страхователями для своих работников и осуществляют взносы по обязательному медицинскому страхованию в соответствующие фонды за них. Соответственно лица, работающие в данных структурах, выступают в качестве застрахованных. Вторая группа представлена органами государственного управления всех уровней местной администрации.

Медицинские учреждения оказывают услуги застрахованным гражданам на основании договора на предоставление медицинских услуг по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, гарантированной населению России по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаются Базовой программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежит утверждению со стороны правительства РФ. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, содержащие конкретный перечень видов медицинской помощи и услуг (по врачебным специальностям), гарантированных населению территории и оплачиваемых из средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Добровольное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить застрахованным гражданам получение медицинских услуг сверх минимума, гарантированного программой ОМС. Страховая медицинская организация разрабатывает программу добровольного медицинского страхования, включающую перечень видов медицинских услуг, гарантируемых застрахованному в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Договор добровольного медицинского страхования заключается между страхователем и страховой компанией и, согласно которому, в обмен на уплаченную страховую премию страховщик обязуется оплачивать медицинские расходы страхователя согласно договорным условиям (приложение 6).

В медицинском страховании страховые выплаты непосредственно связаны с расходами страхователя на лечение заболевания или травматического повреждения. Условия страхования предусматривают полную или частичную компенсацию понесенных расходов.

В зависимости от формы страховых выплат медицинское страхование подразделяется на два класса:

  1. Первичное медицинское страхование.
  2. Дополнительное медицинское страхование.

Первичное страхование обычно подразумевает компенсацию страховой компанией расходов на медицинское обслуживание (в основном расходов на лечение) в соответствии с условиями договора страхования. Таким образом, страхователю не выплачивается страховая выплата в виде денежной суммы. Выплата носит характер оплаченных медицинских расходов.

Дополнительное медицинское страхование предоставляет страховую защиту двух видов:
  • оплата определенных медицинских процедур (экспериментальное лечение, стоматологические услуги и протезирование, услуги окулиста, процедуры, проводимые при лечении рака и т. д.);
  • оплата косвенных расходов (потеря заработка из-за нетрудоспособности, транспортные услуги, отпуск по уходу за детьми и т. д.).

Добровольное медицинское страхование может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Наиболее распространенным типом полиса ДМС является полис коллективного (группового) страхования. Коллективная форма страхования приобрела высокую популярность во всем мире.

При коллективном страховании в качестве страхователя чаще всего выступают предприятия или организации (работодатели), а в качестве застрахованного контингента — работники предприятий и/или члены их семей. Страхователь заключает договор ДМС со страховщиком, и в соответствии с ним каждый гражданин, в отношении которого заключен договор (застрахованный), имеет право на получение медицинских услуг при наступлении страхового случая. Каждому застрахованному выдается на руки страховой полис.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии (государственное разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг) лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинские учреждения имеют право оказывать медицинские услуги застрахованным в рамках программ добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного. Кроме того, медицинские учреждения могут осуществлять оказание медицинской помощи и вне системы медицинского страхования.

При расчете тарифных ставок по ДМС используются данные статистики здравоохранения или медицинской статистики, которая учитывает как основные демографические показатели (продолжительность жизни, смертность), так и показатели заболеваемости, госпитализации.

В зависимости от длительности договоров ДМС существуют различия в характере выплат и базе статистических данных, необходимой для расчета страховых тарифов.

В основном договоры ДМС заключаются сроком на один год, в этом случае тарифы рассчитываются дифференцированно в зависимости от принадлежности застрахованных к определенной группе риска для каждого возраста. Текущие страховые выплаты при этом осуществляются за счет страховых взносов, поступающих в данный финансовый год.

При заключении же многолетних, долгосрочных контрактов ДМС для расчета страховых тарифов принимается во внимание не только рост возрастной заболеваемости, но и изменение демографического фактора во времени, изменение статистики заболеваемости застрахованных в течение срока страхования, возможная кумуляция страхуемых рисков. Страховые взносы при этом используются как для финансирования текущих выплат, так и создания резервов, предназначенных для предстоящих выплат с учетом изменения степени риска у разных возрастных категорий застрахованных. Т. е. необходимо учитывать факт, что с увеличением возраста изменяются показатели заболеваемости.

С учетом того, что ДМС подлежат лица с существенно отличающимися индивидуальными особенностями от средних характеристик (возраст, состояние здоровья, условия труда, образ жизни и т. д.), вероятность наступления случая заболевания у этих лиц различна. В связи с этим вырабатываются общие принципы дифференциации тарифных ставок по данным признакам. Базовая тарифная ставка (нетто-ставка) корректируется по следующим группам здоровья в зависимости от результатов предварительного медицинского освидетельствования:

  • группа здоровья 1 — практически здоровые лица без отягощенной наследственности, имеющие в анамнезе детские болезни, простудные заболевания, аппендицит, грыжу; без вредных привычек или при их умеренной выраженности, не работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 2 — практически здоровые лица с повышенным риском заболевания, отягощенные наследственностью по диабету, сердечно-сосудистым, почечно- и желчнокаменной болезнями, психическими заболеваниями. В анамнезе — черепно-мозговые травмы, осложненные детские болезни, злоупотребление алкоголем, курение, работавшие или работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 3 — лица трудоспособного возраста, имеющие хронические заболевания с тенденцией к обострению чаще двух раз в году, злоупотребляющие алкоголем, систематически употребляющие транквилизаторы, снотворные, страдающие выраженными неврозами, психопатиями, гипертонической болезнью I и II степени, ИБС без выраженной стенокардии, перенесшие полостные операции.

Тарифные ставки могут дифференцироваться по возрасту, полу, городскому и сельскому населению, при индивидуальном или коллективном страховании.

Тарифные ставки рассчитываются отдельно по каждому направлению ДМС: амбулаторно-поликлинической, стационарной, комплексной медицинской помощи.

Механизм применения надбавок к премиям в зависимости от состояния здоровья застрахованного может различаться между разными компаниями, в зависимости от принятой технологии андеррайтинга и индивидуальной интерпретации фактов андеррайтером. Надбавка может применяться в процентном выражении в зависимости от степени отклонения состояния здоровья от нормы.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования расходов населения по медицинскому обслуживанию.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного .

Основные цели фонда обязательного медицинского страхования:
  • финансирование целевых программ в рамках ФОМС;
  • осуществление контроля за рациональным использованием ФОМС.
Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из:
  • страховых взносов предприятий;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов;
  • доходов от использования временно свободных денежных средств фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные (в субъектах Федерации) фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.). К основным задачам федерального фонда ОМС относятся:

  • аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения ОМС;
  • финансирование расходов на медицинскую помощь;
  • обеспечение равного доступа граждан к медицинским услугам на всей территории страны;
  • реализация федеральных программ в сфере здравоохранения.

Непосредственное финансирование лечебных учреждений осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Платежи в Фонд обязательного медицинского страхования

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в:
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.

Для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования используется пассивный счет 69, субсчет "Расчеты по медицинскому страхованию".

Суммы, начисленные в Фонд обязательного медицинского страхования, относятся на себестоимость.

Отчисления в , социальный и медицинский фонд называются единым социальным налогом, который может уплачиваться и по регрессивной ставке. Для этого предприятие должно выполнить условие статьи 245 НК РФ, при котором размер выплат, начисленных в среднем на 1 работника, превышал 50000 руб. При этом не учитываются выплаты работникам с наибольшими выплатами. В этом случае единый социальный налог составит 20% вместо 35,6% при обычных условиях. В том числе: пенсионный фонд — 15,8%, социальный — 2,2% и медицинский — 2%.

Кроме выше перечисленных отчислений, предприятие обязано начислять на сумму заработной платы страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы страховых взносов установлены федеральным законом от
12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Всего 22 тарифа от 0,2 до 8,5%.

2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.