Курсовая работа Естественные монополии в России: состояние и перспективы. Что такое «естественная монополия Экономическим отличием отраслей естественной монополии является

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

(natural monopoly) Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с единственными известными залежами определенного полезного ископаемого, или благодаря вложениям капитала в прошлом, которые должны были бы быть продублированы конкурентом, например в национальную систему электроснабжения. Естественную монополию следует отличать от закрепленной законом статутной монополии (statutory monopoly), где позиции присутствующей на рынке фирмы основаны на законах в целях устранения возможных конкурентов. Если преимущество присутствующей на рынке фирмы вытекает лишь из имеющегося у нее доступа к необходимой технологии, если она основана на неспособности других фирм сравняться с ней в ноу-хау, то это и есть естественная монополия, но она не является таковой, если основана лишь на исключительном обладании патентами (patents).


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ" в других словарях:

    Монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними… … Финансовый словарь

    - (natural monopoly) Монополия, при которой минимально эффективный объем производства превышает или равен совокупному спросу, как, например, в распределении электроэнергии. В общем плане монополии могут существовать в результате барьеров для… … Словарь бизнес-терминов

    естественная монополия - 1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара … Справочник технического переводчика

    ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения … Юридическая энциклопедия

    Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а… … Политология. Словарь.

    Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере… … Официальная терминология

    Естественная монополия - 1. Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют… … Экономико-математический словарь

    Естественная монополия - (англ natural monopoly) в РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства … Энциклопедия права

    Монополия (от греч. μονο (mono) один и πωλέω (poleo) продаю) фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких … Википедия

    Признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера действия авторского права), выгоден государству и всему населению (например, трубопроводная и… … Энциклопедический словарь

Монополия – это рынок товаров или услуг, представленный одним-единственным продавцом. В силу полного отсутствия конкуренции он активно влияет на объем выпускаемой продукции и диктует цену на товар или услугу.

Яркий пример: фармацевтическая компания Pfizer. В 1992 году она запатентовала средство для улучшения потенции под названием “Виагра”. 21 год ни один другой производитель не имел права выпускать аналоги лекарства. А сама Pfizer все это время устанавливала максимально высокие цены на препарат для борьбы с эректильной дисфункцией. И лишь в 2013 году срок действия патента завершился и аптеки заполонили более дешевые аналоги.

Монополия – опасная рыночная структура, от которой страдают самые незащищенные слои населения. Дефицит товаров повседневного спроса, неоправданно высокие цены – лишь вершина этого айсберга. А что еще влечет за собой полное отсутствие , давайте разбираться.

История возникновения монополий

Термин «монополия» обладает греческими корнями: он образован от слов «mono» – «один» и «poleo» – «продаю». Сама же хозяйственная политика, направленная на активное вытеснение конкурентов с рынка, зародилась практически одновременно с появлением товарно-денежного обмена.

Но если сегодня во всех развитых странах мира проводится антимонопольная политика, а захват рынка единственной компанией считается явлением нежелательным для экономики и даже опасным для общества, в Древнем мире подобная хозяйственная практика не порицалась.

Эффективность монополии в Древней Греции доказал Фалес Милетский. Он спрогнозировал по звездам большой урожай маслин. И еще зимой арендовал за бесценок все маслодавильни на Хиосе и в Милете. А когда был собран богатый урожай, резко поднял цену за их использование. Земледельцы были вынуждены пользоваться маслодавильнями, несмотря на завышенную цену. А сам Фалес Милетский не только разбогател, но и наглядно показал, насколько выгодна стратегия монополиста.

Яркий пример древнейшей монополии – Новокарфагенский рудник хеттских царей. Именно хетты первыми изобрели способ обработки железа и производства стали. А поскольку во II в до н.э. железо стоило в 5 раз дороже золота, выдавать как районы месторождений, так и секреты производства, правители не собирались.

Одной из первых государственных монополий можно назвать Центральный банк Древнего Египта, созданный династией Птолемеев в III столетии до н.э. Его отделения работали по всей стране: собирали налоги для государства, обменивали валюту и выплачивали жалованья. При этом в стране больше никаким другим организациям не позволялось осуществлять банковские операции, что позволило сосредоточить все денежные потоки в руках Птолемеев.

Монополизация мировой экономики

И все же, когда речь заходит о развитии монополий, самые яркие примеры экономисты советуют искать не в глубокой древности, а на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот период человечество впервые столкнулось с понятием глобальной монополизации.

Монополизация – это процесс установления монополии. Он включает в себя устранение конкуренции и присвоение крупнейшим игроком исключительного права на осуществление какой-либо деятельности.

Монополизация рынка – это ситуация в отрасли, когда крупнейший производитель или продавец захватывает большую часть рынка и получает возможность влиять на уровень цен и объем производства.

Монополизация экономики – это полное отсутствие конкуренции или чрезвычайно низкий ее уровень во всех отраслях экономики в рамках одного государства.

В последние десятилетия XIX века ручной труд во всем мире активно вытесняли машины, объемы производства неуклонно росли, а вместе с ними увеличивались и размеры самих предприятий. Когда на рынке оказывалось несколько крупных игроков, конкуренция бизнесменам становилась невыгодна. Гораздо проще – договориться между собой: обозначить сферу влияния и установить выгодную цену.

Такие договоренности привели к созданию монополий различных форм:

  • ринг или корнер – временная договоренность о единой политике продаж;
  • синдикат – объединение, действующее на долгосрочной основе. Участники сохраняют юридическую самостоятельность, но распределение заказов осуществляется централизованно;
  • пул – разновидность синдиката. Участники пула не только придерживаются единой ценовой политики, но и создают общую кассу, из которой распределяется согласно долям;
  • картель – объединение, в котором каждое предприятие сохраняет и производственную, и финансовую самостоятельность, договариваясь об уровне цен, объеме производства и географическом разделе рынка сбыта;
  • трест – полное слияние компаний с созданием единого управляющего органа.

Несмотря на единые временные рамки, в каждой стране монополизация имела свои характерные черты. В США промышленники активно объединялись в тресты, и одним из первых таким образом был монополизирован нефтяной бизнес. Образованная в 70-е годы XIX века компания «Стандарт ойл» к началу нового столетия сосредоточила в своих руках 90% сбыта. Вслед за ней, одна за другой, объединились представители сахарной, текстильной, табачной, электротехнической отраслей. И уже в начале XX века стало очевидно: если государство не вмешается, мелкий бизнес в ключевых отраслях прекратит свое существование, крупным игрокам ничто не помешает устанавливать цены, в разы превышающие рыночные, а пострадают от этого самые незащищенные слои населения.

В Германии начало процесса монополизации спровоцировал кризис 1873 года. Население нищало, из-за снижения спроса стремительно падали цены, а производители, стремясь избежать банкротства, искали защиты у государства. И оно дало добро в виде протекций на создание картелей и синдикатов. Формировались первые немецкие монополии не несколькими крупнейшими игроками, а множеством мелких предприятий. Иногда картель насчитывал до 200 участников! Например, Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат всего за 7 лет объединил 95% представителей своей отрасли. Работать сообща было выгодно, а потому в течение нескольких десятилетий монополии в Германии образовались даже в тех сферах, которые в любом другом уголке мира оставались конкурентным игрокам. Яркий пример – картель по производству календарей.

Целью поддержки монополий со стороны власти была не столько забота о предпринимателях, сколько желание покорить внешние рынки. И такая политика себя оправдала: уже очень скоро весь мир заговорил о технике Siemens и крупнейшей судоходной компании «Северогерманский Ллойд». Всего за 40 лет Германия увеличила производство промышленной продукции в 6 раз, и стала второй индустриальной державой мира, пропустив вперед лишь США.

К стремительному росту промышленности привел и процесс глобализации предприятий во Франции и Великобритании. Благодаря монополизации были созданы автомобилестроительная компании Renault и крупнейшая в мире монополия по производству оружия и военных кораблей Vickers. Неудивительно, что поначалу монополизация воспринималась правящими кругами исключительно в положительном русле. И лишь со временем станет очевидно: без жесткого регулирования со стороны государства монополия буквально уничтожает отрасль. Чтобы увеличить прибыль вместо снижения издержек монополист поднимает цены, при снижении спроса искусственно вызывает дефицит, а в развитии технологий и повышении качества товаров не заинтересован вовсе без давления со стороны конкурентов.

Монополизация в России

Процесс глобальной монополизации не обошел и Россию. Но в то время, как инициаторами объединений в Европе и США были предприниматели, в России картели и синдикаты создавались в тех сферах, которые имели особое значение для государства. Чтобы сохранить над ними контроль и максимально ускорить развитие промышленности на рубеже XIX-XX веков под чутким руководством государственных органов были созданы картели и синдикаты в металлургии и машиностроении, судоходной и транспортной промышленности, в добыче нефти и банковском деле.

Поначалу роль монополий в отечественной экономике была невелика, хотя уже в 80-х годах XIX столетия на территории страны действовало как минимум 50 объединений, что даже по меркам огромной державы совсем не мало. Но настоящий бум глобализации грянул сразу после экономического кризиса 1900-1903 годов. Монополии, одна за другой, захватывали все новые отрасли. Это грозило глобальным перераспределением капитала в стране, и оседанием его в руках промышленников.

Формально государство отреагировало на ситуацию: в уголовном законодательстве появился прямой запрет на создание монопольных союзов. Но вместе с тем, многие из них, например, «Продпаровоз», «Снарядсоюз», «Продвагон» действовали при прямой финансовой поддержке со стороны властей.

Официально участники картелей и синдикатов числились акционерными обществами, а их деятельность регулировалась негласными договорами. Причем одно и то же предприятие могло входить одновременно в несколько картелей. Так возникли монополии «Медь», «Кровля», «Проволока», «Продвагон», «Продуголь».Всего в начале XX столетия в России действовало около 200 синдикатов.

Видео: Монополя - экономика для неэкономистов

Возникновению монополий способствуют 5 факторов. Причем занять исключительное положение на рынке компания может как в результате воздействия одного из них, так и благодаря их удачному сочетанию.

1 Исключительный контроль над важнейшим производственным ресурсом. Яркий пример такой монополии сейчас рождается у нас на глазах. Несколько компаний по добыче, розливу и продаже минеральной воды из Ессентукского месторождения объединяются в частно-государственное предприятие «Холдинг АКВА». Отныне все скважины сосредотачиваются в одних руках. И никакая другая компания больше не сможет без угрозы судебного разбирательства наклеить на собственные бутылки этикетку с надписью «Ессентуки».

2 Снижение издержек при увеличении масштаба производства. Это явление в экономике получило название «Эффект масштаба». Его суть проста: при наращивании объема производства предприятием в долгосрочном периоде кривая издержек неуклонно стремится вниз. Действительно, крупным компаниям охотнее идут на уступки поставщики, банки чаще соглашаются пересмотреть проценты по кредитам. В пересчете на единицу продукции дешевле обходится менеджмент и реклама. В результате мелкие игроки теряют возможность конкурировать с акулой бизнеса, и рождается монополия.

3 Монопольное право – исключительное право использовать изобретение, промышленный образец, селекционное достижение. Документ, подтверждающий исключительные права, называется патент. Например, для изобретений пункт 1 статьи 1363 Гражданского Кодекса РФ устанавливает срок правообладания 20 лет. А вот единолично пользоваться плодами селекционных достижений можно целых 30 лет.

4 Государственные лицензии или правительственные привилегии. Ограничения для большинства участников рынка необязательно носят масштабный характер. Так, местные власти могут выдать разрешение на установку кафе и закусочных в парках только одной региональной компании, сделав ее монополистом. В рамках всего государства можно усложнить процесс получения лицензий настолько, что преодолеть все преграды при всем желании станет невозможно. Например, в Нидерландах национальный регулятор азартных игр много лет продлевал лицензию лишь одному оператору – государственной компании Nederlandse Loterij. И лишь в 2018 году на этот факт обратил внимание Высший административный суд.

5 Специфика технологического процесса. Иногда возникает такая ситуация, когда удовлетворить спрос на конкретную услугу или товар может лишь одна компания, владеющая коммуникациями. Речь идет о линиях электропередач, газо- и водопроводе.

Олигополия – не равно монополия

Монополия в чистом виде встречается не так уж и часто. И даже в уже рассмотренных примерах почти всегда речь идет об официальном объединении или неформальном сговоре крупнейших игроков. Поэтому имеет смысл рассмотреть близкое к монополии устройство рынка – олигополию.

Олигополия – рынок, представленный небольшим количеством продавцов. При жесткой олигополии речь идет лишь о 3-4 фирмах в отрасли. Мягкая олигополия – это раздел рынка 1-3 крупными компаниями, которые удовлетворяют 80-90% спроса. Оставшаяся часть рынка представлена группкой мелких предпринимателей. Пример мягкой олигополии в России – рынок мобильных услуг. 99% получают 4 бренда-лидера: «МТС», «МегаФон», «Билайн» и «Теле2».

Так же, как и в случае с монополией, войти на олигополистический рынок предпринимателю-новичку почти невозможно. Крупные игроки зависят друг от друга, поэтому теоретически влияние компании на цены сильно ограничено. На практике же часто имеет место сговор.

Главное отличие олигополии от монополии – наличие конкуренции. Да, борьбу ведут сильнейшие игроки, но часто это борьба не на жизнь, а на смерть. Причем на первый план обычно выходит неценовая конкуренция, которая выражается в постоянном повышении качества продукции и продуманной, тщательно выстроенной системе маркетинга.

Монопсония или монополия покупателя: что это такое

До сих пор речь шла о том, что диктует условия на монопольном рынке продавец. Тем не менее, существуют ситуации, когда в исключительном положении оказывается и покупатель. И тоже по той причине, что он – единственный, кому нужна производимая компанией продукция. Такой тип рынка носит название «монопсония». Если монополистом в отрасли является и продавец, и покупатель, говорят о двусторонней монополии.

В качестве монопсониста традиционно выступает государство. Например, в России это Федеральное космическое агентство, для которого работают разработчики и производители ракетно-космической техники, или Министерство обороны на рынке вооружения.

Конечно, монопсонист влияет на ценообразование. Вместе с тем, ему выгодно, чтобы предприятия-поставщики успешно работали, ведь при отсутствии нормальной экономической прибыли компании могут прекратить свое существование. А ведь речь чаще всего идет о стратегически важных разработках.

Виды монополий в экономике и их характеристика

Чтобы составить собственное мнение, чем так опасна или, наоборот, хороша монополия, стоит получше узнать, какие формы может принимать рынок без конкуренции. Классифицировать монополии можно по множеству факторов.

Виды монополий по форме собственности

В зависимости от принадлежности субъекта хозяйствования выделяют монополии государственные и частные. Государственные монополии – это фирмы, которые формируются и действуют под полным контролем правительства. Госрегулятор следит за качеством продукции или услуги, устанавливает цены или тарифы, определяет объем производства.

В России исключительное право на осуществление хозяйственной деятельности государство имеет в таких отраслях:

  • эмиссия наличных денег;
  • производство этилового спирта;
  • изготовление и продажа наркотических и психотропных веществ;
  • вооружения;
  • электроэнергетика;
  • газовая промышленность;
  • распоряжение природными ресурсами;
  • нефтеперерабатывающая промышленность.

Государственная монополия может быть частичной, если под контроль берется лишь производство или только сбыт. Но бывает и полной, когда государственные органы контролируют все организационные процессы от начала и до конца.

Частная или предпринимательская монополия создается исключительно в интересах бизнеса. И, как и любая предпринимательская деятельность, действует на свой страх и риск. Движущей силой предпринимательской монополии является получение максимальной прибыли.

Виды монополий по масштабу

И владелец единственного в поселке клуба, и обладатель лицензии на разработку Ессентукского месторождения – монополисты. Вот только уровень их влияния совершенно различен. Поэтому монополии принято классифицировать по масштабу:

  • Локальная или местная монополия. Действует в рамках одного района, поселка, города. Примеры – единственный колледж в небольшом районном центре, единственный хозяйственный магазин в деревне;
  • Региональная монополия. Тут уже речь идет о захвате рынка в одной или нескольких областях, автономных округах. Например, подачу электроэнергии в каждом уголке России осуществляют региональные энергоснабжающие организации: “Дальневосточная энергетическая компания” в Приморском крае, “Энергосбыт Плюс” в Самарской области, “Башкирэнерго” в Республике Башкортостан;
  • Национальная монополия. Продавец или производитель занимает исключительное положение в рамках одного отдельно взятого государства. В газовой отрасли России – это “Газпром”, в железнодорожных перевозках – ОАО “РЖД”;
  • Мировая или экстерриториальная монополия. Это международные и транснациональные компании, которые диктуют условия игры на рынках нескольких стран и даже континентов. Пример: корпорация Microsoft в производстве и реализации операционных систем. Несмотря на существование альтернатив (Apple и др.), Microsoft занимает такую долю мирового рынка, которая позволяет компании диктовать потребителям свои условия.

Виды монополий по характеру влияния

Далеко не всегда положение монополиста устойчиво и надежно. Во многом это зависит от того, какую долю рынка компания сумела захватить:

  • Абсолютная монополия. Идеальная ситуация, при которой конкуренты у монополиста полностью отсутствуют. На рынке нет близких заменителей товара, а вход в отрасль заблокирован – чаще всего законодательно.
  • Относительная монополия. Монополизирован лишь один сегмент рынка, например, путем договоренности с ближайшими конкурентами. Так, в случае частных перевозок компании договариваются между собой о распределении городских маршрутов. И получается, что с одной стороны перевозчик является монополистом на своем маршруте, с другой – его положение зыбко и может в любой момент измениться.

Виды монополий по происхождению

Формируются монополии тоже по-разному.

1 Естественная монополия. Она образуется сама собой. Просто потому, что наличие нескольких компаний, предоставляющих услугу, экономически нецелесообразно. Например, в крошечном городке нет необходимости в двух кинотеатрах. Переманивая публику друг у друга, они оба придут к банкротству, так как расходы на содержание зала высоки, а спрос слишком мал, и нет ни малейшего шанса его существенно увеличить.

Примерами естественной монополии служат линии метрополитена и маршруты общественного транспорта. Абсурдной кажется даже сама идея обслуживания одних и тех же направлений движения конкурирующими компаниями. Да, в городе могут работать несколько троллейбусных парков, но наверняка они поделят между собой районы.

Для конечного потребителя конкуренция в таких сферах является нежелательной.

2 Искусственная монополия. Если объективных причин для установления лидерства в отрасли нет, но конкуренция отсутствует, это монополия рукотворная, или искусственная. Создать ее можно несколькими путями. Например, просто скупив все мелкие фирмы на взлете. Или разработав уникальное оборудование, которого больше нет ни у кого.

Поспособствовать возникновению искусственной монополии может государство при помощи льгот или , выдачи лицензии одному-единственному игроку, предоставления выгодных займов под гарантии государства или освобождения от уплаты налогов.

Примером искусственной монополии может служить компания “Мосгортранс”. Несмотря на более высокие тарифы, чем у единичных мелких перевозчиков, отсутствие стремления обновлять автопарк и многочисленные жалобы перевозчиков, фирма вот уже много лет остается монополистом исключительно, благодаря содействию городских властей.

Виды монополий по способу формирования

Рождение монополии всегда идет по одному из трех сценариев:

  1. Экономическая монополия. Изначальная цель руководства таких компаний – достижение эффекта масштаба. И пусть для этого придется объединиться с конкурентами, поглотить неэффективные фирмы, потратив на это миллионы, а то и миллиарды рублей. Главное, результат: выгоды слияния, синергия, сверхприбыль и господство в своей отрасли.
  2. Организационная монополия. Если предыдущий способ предполагает официально узаконенные слияния, организационная монополия чаще действует хитрее. Юридически хозяйственные субъекты остаются независимыми, но по сути они ведут единую политику развития, удерживают цены на нужном уровне, разделяют регионы сбыта. Это те самые тресты, синдикаты, картели, которые в современном обществе получили названия холдингов и финансово-промышленных групп. Распознать организационную монополию иногда удается не сразу. Например, стоя у стойки с солнцезащитными очками, вы вряд ли думаете о том, что готовы сделать покупку у монополиста. Ведь перед вами такое разнообразие брендов: Armani и Chanel, Valentino и Ralph Lauren, Ray-Ban и Vogue. Спешу вас расстроить: все они, и еще, как минимум, очки 20 брендов производятся Luxottica Group. А такое обилие торговых марок – лишь стремление создать видимость конкуренции.
  3. Технологическая монополия. Самый благородный и уважаемый в обществе путь достижения лидерства в отрасли – создать уникальный продукт или разработать новую технологию. Технологическая монополия – образование хрупкое. Редко когда срок ее существования насчитывает больше 2-3 лет. Проходит мода на вчерашнюю новинку, появляется достойный товар-заменитель или конкуренты представляют миру еще более совершенную модель.

Виды монополий по сроку существования

Срок существования монополий может быть различен: одни корпорации удерживают преимущество на рынке сотню лет, другие уже спустя год-два оказываются неспособны противостоять конкуренции.

Первый тип монополий называют постоянными. Они, как правило, имеют поддержку со стороны государства. Частным компаниям без протекций в органах власти сложно оставаться единственными представителями в отрасли. Поэтому среди них большая часть временных монополий.

Виды монополий по сфере деятельности

Так же, как и любой другой субъект хозяйственной деятельности, монополия может быть:

  • производственной;
  • торговой;
  • финансовой;
  • посреднической;
  • монополией услуг.

Часто, расширяясь, монополист не ограничивается одной сферой деятельности. Например, компания Lockheed Martin Corporation, которой принадлежит 95% рынка вооружения США, не только разрабатывает и производит оружие, военную технику, но и занимается аэропортовой логистикой, обслуживанием электронных и информационных систем.

Виды монополий по защите от конкурентов

  • Открытая монополия. Это результат усилий самой компании: заключение договоров слияния, изобретение новаторской технологии, умелое использование маркетинга, вывод на рынок продукта-новинки. К сожалению для владельцев, такая монополия всегда носит временный характер: в любой момент конкурент может выпустить заменитель или полноценный аналог продукта, дождаться завершения срока действия патента, объединиться с другими компаниями в борьбе против лидера. При этом фирма-монополист никак не защищена от подобной ситуации. Тем не менее, именно открытая монополия приносит, пусть и в кратко- или среднесрочном периоде компаниям заветные миллиарды.
  • Закрытая монополия. Ее существование, как правило, поддерживает государство, ограждая от любого посягательства конкурентов. Примеры закрытой монополии – ОАО «РЖД», ОАО «Мосгаз», ОАО «Мосводоканал». Это устойчивые структуры, которые, кажется, существовали всегда, и будут действовать еще долгое время. Вместе с тем закрытые монополии чаще всего не приносят сверхприбыли: взамен исключительных прав государство сохраняет контроль и в отношении уровня цен, и в отношении нормы прибыли.

Чистая монополия

В реальной жизни монополии разнообразны и многолики. Но экономическая наука работает с идеальными моделями.

Чистая монополия – такая модель, являющая собой полную противоположность идеальной конкуренции. Отрасль представлена лишь одним продавцом, который может влиять на объем выпускаемой продукции и самостоятельно устанавливать цены.

Признаки чистой монополии:

  • Единственный продавец. Когда рынок монополизирован, слова «компания» и «отрасль» становятся синонимами. Яркий пример чистой монополии в России: ОАО «Газпром», полный синоним топливно-энергетического комплекса;
  • Отсутствие заменителей товаров или услуги. Для покупателя это означает одно: либо приобретать у монополиста, либо обходиться без товара вообще;
  • Ценовое лидерство игрока. Манипулируя количеством выпускаемого продукта, монополист умело играет на кривой спроса. Он хорошо знает, что за дефицитные товары покупатель готов заплатить больше, и пользуется этим без зазрения совести;
  • Недостижимо высокие условия входа новых игроков в отрасль. Создать барьеры может сама компания. В этом случае они будут носить технический или экономический характер. Монополизировать отрасль может и государство. Тогда мы говорим о юридических или законодательных барьерах.

Компания-гигант стремится лишь к одному: удержать монопольную власть, ведь это – гарантия получения сверхприбыли. Такая эгоистичная позиция приносит множество неудобств обществу. Минусы монополистического рынка:

  • завышенные цены. Если речь идет о предпринимательской монополии, никто не вправе диктовать бизнесу, какую торговую наценку ему устанавливать. И часто она в десятки раз выше, чем могла бы быть в конкурентной среде;
  • отсутствие стимула повышать качество товара. В этом просто нет смысла: если покупатель нуждается в услуге, он ее гарантированно приобретет, так как альтернативы не существует;
  • создание искусственного дефицита. Чтобы оправдать завышенные цены, монополист может снизить объем производства. Спрос на уникальные товары растет, а компания-лидер вновь получает сверхприбыль.

Присутствие лишь одной компании на рынке – ситуация неблагоприятная не только для потребителей. Молодые фирмы даже при наличии новаторских разработок и более лояльной ценовой политики просто не имеют возможности занять свою нишу. Монополии вытесняют их с рынка любыми законными и незаконными методами. Как итог: отсутствие развития отрасли в целом и негативное влияние на экономику государства.

Плюсы монополии

Но не всегда ситуация развивается по самому мрачному сценарию. В некоторых случаях, наоборот, именно благодаря крупным корпорациям экономика может сделать мощный рывок вперед. Преимущества монополий:

  • единые стандарты производства. Добросовестные предприниматели все же мыслят в глобальных масштабах и действуют на перспективу. Во многих корпорациях разработаны единые стандарты качества, за выполнением которых следят на каждом этапе производства. В результате потребитель больше не покупает «кота в мешке», а его представления о товаре полностью соответствует реальности;
  • возможность оптимизации производства. Автоматизированные технологические линии, увы, в силу своей дороговизны не доступны малому бизнесу. Поэтому удовлетворить огромный спрос на стандартизированные товары могут лишь крупные игроки. Они ускоряют процесс производства, наращивают объемы, тем самым не допуская дефицита. Результат: снижение цены для конечного потребителя;
  • участие в научных исследованиях и разработках. У монополий есть все, чтобы положительно повлиять на развитие отрасли: огромные финансовые возможности, лучшие специалисты, часто – протекция государства.

Компания-монополист в любом случае оказывает огромное влияние и на состояние отрасли, и на экономику государства в целом. Но вот каким оно будет: разрушительным или благоприятным, зависит от добросовестности руководства компании.

Антимонопольная политика в мире

Когда на кону судьба целой страны, государство не может пустить дело на самотек. Необходимость регулирования монополий правительства стран поняли сразу же, как только начался процесс глобальной монополизации.

Первым антимонопольным законом стал акт Шермана, подписанный в США в 1890 году. Документ не просто объявлял тресты вне закона, но и предусматривал уголовную ответственность за попытку объединиться с другими компаниями, чтобы сократить конкуренцию.

Акт Шермана не был совершенным, и спустя 24 года, в 1914-м, в США вступил в силу новый закон, названный в честь своего разработчика – Генри Клейтона. Новый законодательный акт исправил все неточности акта Шермана: он четко обозначил основные понятия, прописал меры борьбы с трестами и определил ответственность за нарушение правил работы на конкурентном рынке.

В Европе первый закон о монополиях приняла Великобритания в 1948 году. Антитрестовский акт был подписан во Франции в 1963-м, в Италии – в 1964-м. Необходимость защиты конкурентной среды Восточная Европа и Россия, в частности, осознали лишь в 80-х годах ХХ столетия.

В основу всех первых антимонопольных законов лег акт Шермана. Но, несмотря на общее происхождение, политика государств в отношении крупных игроков изначально была совершенно различной. Америка старалась в зародыше задушить несостоявшиеся монополии. Европа же видела в глобализации и плюсы для экономики, поэтому предпочитала бороться с негативными сторонами деятельности крупнейших игроков.

Зарождение антимонопольного законодательства в России

Первые монополисты в России появились с благословения и при полной поддержке правящей верхушки. Но со временем руководство монополий стало перегибать палку, диктуя условия власти. И в 1908 году правительством было принято решение урегулировать деятельность союзов, взяв за основу все тот же акт Шермана. Увы, противодействие со стороны ассоциации предпринимателей оказалось слишком сильным, и инициатива провалилась. А дальше грянула Первая мировая война, Октябрьская революция, и эти проблемы оказались куда серьезней, чем создание антимонопольного законодательства.

Позже правительство СССР создаст собственную монополию. Ее имя – командная экономика. Придет время Госснаба, Госплана, Госкомцен. О самой возможности конкуренции страна забудет на долгие десятилетия, вплоть до 1990 года, когда правительство утвердит действительно революционный закон «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». А в поддержку бизнеса будет создан Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики.

После распада СССР антимонопольное законодательство России развивалось огромными темпами.

1991 год – принят закон, ограничивающий деятельность союзов и трестов на рынке товаров.

1995 год – постановление дополнено, исправлено, и отныне любое притеснение участников рынка карается законом, так же, как и договоренности о географическом разделе ниши и установлении общей ценовой политики.

1997 год – Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики переименован в Государственный антимонопольный комитет.

2004 год – создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Сегодня ФАС пресекает появление монополий на российском рынке, решает споры, связанные с недобросовестной конкуренцией и контролирует выполнение всеми компаниями требований антимонопольного законодательства. Если объем продаж предприятия превышает 35% от общего количества, сотрудники ФАС вносят его в специальный реестр, и пристально следят за хозяйственной деятельностью.

Главные положения антимонопольной политики нашей державы сформулированы в Федеральном законе «О защите конкуренции », принятом 8 июля 2006 года.

Работа естественных монополий регулируется Федеральным законом «О естественных монополиях » от 19 июля 1995 года.

Видео: Обществознание - монополия и типы рынков

Государственное регулирование естественных монополий

Влиять на работу естественных монополий государство может как прямо, так и косвенно. Прямое регулирование – это установление максимально допустимых цен на продукцию или услуги. Наблюдать такое влияние государства можно в сфере ЖКХ и общественного транспорта. Косвенный метод ограничения деятельности – увеличение налогов. Но не всегда такое мероприятие будет полезно для общества.

Увеличение потоварного налога

Для примера рассмотрим ситуацию, при которой правительство облагает налогом каждую единицу товара. При увеличении потоварной налоговой нагрузки на конкурентном рынке прибыль предприятия обязательно снижается, а уровень цен, как правило, остается на том же уровне.

Монополист же работает без соперников. А потому, когда государство облагает товар дополнительными сборами, он просто снижает объем производства. Возникает искусственный дефицит, потребители готовы платить больше. И цена повышается. При этом сам монополист никаких неудобств не испытывает: его доход остался на прежнем уровне.

Таким образом, повышение потоварного налога для ограничения деятельности монополиста неэффективно.

Введение паушального сбора

Паушальный налог – сбор, размер которого не зависит от объема продаж или выпуска продукции. Его размер зафиксирован законодательно. При введении паушального сбора монополисту невыгодно сбавлять темпы производства, ведь переложить на покупателей постоянные издержки нельзя. Цены останутся на прежнем уровне.

Таким образом, паушальный налог снижает прибыль компании-монополиста, но никак не ухудшает ситуацию для потребителей и экономики в целом.

Понятие монополии за пределами макроэкономики

Термин «монополия» настолько прочно вошел в обиход, что используется сегодня не только в своем прямом значении, но и часто обозначает явления, далекие от экономических процессов.

Монополия в обществознании

В любой сфере человеческой деятельности может появиться игрок, который монополизирует определенную функцию. И совсем необязательно речь будет идти о получении прибыли. Пример монополии в обществознании – это церковь. Так, на протяжении столетий школы существовали исключительно при монастырях. И это ни что иное, как узурпация церковью начального образования.

При этом, как настоящий монополист, церковь ощущала всю мощь собственной власти. И разрешала преподавание в своих стенах лишь тех предметов и лишь в той форме, в которой они не противоречили церковной идеологии.

Юридическое определение монополии

Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», монопольное или доминирующее положение – то, при котором одна компания или группа субъектов хозяйственной деятельности имеет возможность препятствовать вхождению в отрасль других предприятий, а также диктовать свои условия товарооборота.

В российском законодательстве монополист – это игрок, доля которого на рынке превышает 50% от объема производимой или реализуемой продукции. Но бывают и исключения:

  • когда компания контролирует более чем 50% рынка, но в ходе разбирательств ФАС пришла к выводу, что фирма не оказывает угнетающего воздействия на рынок;
  • когда доля компании на рынке еще не достигла 50%, но для организации характерны все черты жесткой монополии. Здесь, правда, существует оговорка: монополистом не может быть признан игрок, контролирующий менее 35% рынка.

Настольная игра «Монополия»

«Империя», «Менеджер», «Бизнесмен» – все это варианты названия легендарной настольной игры «Монополия». Она была разработана Чарльзом Дэрроу в 1934 году. В течение первого же года он вручную изготовил 5 000 копий игры, и продал их в универмаге Филадельфии. А уже в 1935-м «Монополия» стала самой продаваемой настольной игрой в США.

«Монополия» – это игра, которая дает возможность игрокам построить свою бизнес-империю. Успех в игре зависит не столько от случайной удачи, сколько от умения выстроить собственную стратегию и убедить конкурентов совершить выгодную сделку.

Сегодня число игроков в «Монополию» по всему миру достигло полумиллиарда человек. Помимо бумажных версий, активно развиваются онлайн-приложения. И даже проводятся коммерческие соревнования с внушительными призовыми фондами.

Послесловие

Стремление полностью контролировать рынок зародилось у сильнейших представителей человечества одновременно с появлением обмена и торговли. Еще на заре развития общества стало понятно, что увеличить собственный доход проще всего, устранив конкурентов, и получив тем самым полный контроль над ценами.

Это и есть основная черта монопольного рынка – конкуренция на нем находится либо в нулевой точке, либо является очень низкой. Достичь доминирующего положения можно, используя как методы честной конкуренции – создание новаторских товаров, покупка патентов, так и нелегальные способы – сговор, подкуп.

С последними сегодня активно борется антимонопольное законодательство, которое давно вывело аксиому: монополия – это нежелательное явление в эффективно развивающейся экономике. Законодательно ограничивают деятельность крупнейших игроков все цивилизованные страны мира.

Об авторе

Профессиональный журналист со стажем. Мне нравится разбираться в сложных финансовых вопросах и доносить их до обычных людей простым и доступным языком. Моя цель - помогать людям повышать уровень финансовой грамотности, делиться с другими интересными денежными фишками и секретами, чтобы люди становились богаче, свободнее и счастливее.

Евгений Маляр

Bsadsensedinamick

# Бизнес-словарь

Примеры естественных монополий в России

Транспортировка нефти и газа, РЖД, ЖКХ, аэропорты, вокзалы – это одни из многих примеров естественных монополий в РФ

Навигация по статье

  • Монополия как форма рыночного доминирования
  • Классические способы монопольного захвата рынка
  • Чем отличается естественная монополия от искусственной
  • Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике
  • Роль естественных монополий в экономике России
  • Правовой статус субъектов естественной монополии
  • Ценообразование при естественной монополии
  • Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
  • Кто регулирует естественные монополии
  • Регулирование естественных транспортных монополий
  • Ответственность естественных монополий
  • Процедура банкротства естественной монополии

Монополией называется ситуация на рынке, при которой некий коммерческий продукт предлагается только одним субъектом хозяйственной деятельности. В статье будет рассмотрена естественная форма этого явления.

Монополия как форма рыночного доминирования

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

Классические способы монопольного захвата рынка

Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Теперь, разобравшись в природе явления можно понять, что такое естественная монополия.

Чем отличается естественная монополия от искусственной

В случае с естественной монополией этого в большинстве случаев не происходит по причине отсутствия альтернативы и низкой эластичности спроса. Соответствие спроса предложению для критических товаров не работает. Однако все равно возникают негативные последствия: фактически государство не справляется со своими функциями по обеспечению доступности жизненно важных для населения услуг и продуктов.

Примером является ситуация с ЖКХ в некоторых постсоветских странах, где тарифы на природный газ и теплоснабжение достигли критических уровней. Побочным эффектом становится кризис неплатежей, только усугубляющий стагнацию отрасли.

При решении этой проблемы государственные регулирующие органы применяют следующие методы:

  1. Установление разных цен для основных категорий потребителей. Промышленные предприятия платят за энергоносители с учетом нормы прибыли, а население покрывает только минимальные издержки.
  2. Производство естественной монополией двух и более видов продукции с компенсацией убытков от одних из них за счет других.
  3. Установление пиковых цен. Естественные монополии применяют этот метод, если их продукт характеризуется хронологической неравномерностью спроса. Его смысл в том, чтобы расходы на расширение производственных возможностей оплачивали наиболее активные потребители. Примером могут служит повышенные тарифы на электроэнергию, если абонент её тратит больше установленного месячного лимита.
  4. Установление цен на основе усредненной потребительской корзины. В целом метод привязан к уровню инфляции и обеспечивает затраты населения на приобретение жизненно важного продукта в пределах определенного процента статистического дохода.
  5. Регулирование по предельной норме прибыли. Это означает, что естественный монополист не может зарабатывать на каждую вложенную денежную единицу больше. чем ему позволяет государство.

Последний описанный метод широко используется в США, и именно в этой стране выявлены его системные пороки. В частности, речь идет об «эффекте Аверча-Джонсона», то есть в искусственном завышении сумм издержек за счет неоправданного раздувания затратной части бюджета.

К тому же монополисты идут на другие уловки, позволяющие обходить ограничения: используют чрезмерно капиталоемкое оборудование, приобретают его по завышенным ценам, вводят особые стандарты надежности (с двойным-тройным запасом) и так далее.

В результате этих затрат эффективность не увеличивается, но они часто позволяют «отмыть» часть израсходованных средств.

Кроме описанных ценовых, существуют также методы неценового регулирования:

  1. Обязательная сертификация и стандартизация продукта естественной монополии. Эта мера вынуждает производителя придерживаться строгих качественных критериев.
  2. Обязательные регулярные аудиторские проверки на предмет возможного нарушения финансовой дисциплины.
  3. Выделение из крупной компании, являющейся естественным монополистом, самостоятельной структуры, специализирующейся на данном стратегически важном продукте.
  4. Ведение отдельного бухучета по направлению, соответствующему профилю естественно-монопольной деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

В российском правовом поле естественные монополии обязаны регулироваться государством. Механизм функционирования федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль, включает направления, описанные далее.

Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

Неценовое регулирование подразумевает выявление групп потребителей, которым в любом случае необходимо обеспечить доступ к продуктам естественных монополий в полном или хотя бы частичном достаточном объеме. При этом должна учитываться реальная ситуация, возникшая на рынке товаров и услуг.

Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.

С целью реализации этих задач, органы, регулирующие деятельность в России естественных монополий, контролируют:

  • Все сделки по приобретению активов, не предназначенных для производства и реализации, стоимость которых превышает 10% собственного капитала предприятия-естественного монополиста.
  • Инвестиции предприятия-естественного монополиста в направления деятельности, не подлежащие государственному регулированию на сумму, превышающую 10% собственного капитала фирмы.
  • Продажу, передачу в лизинг, аренду и прочие виды отчуждения имущества естественных монополий, применяемые для регулируемой деятельности в пользу других лиц на сумму более 10% собственного капитала фирмы.

Базой исчисления упомянутых 10% служит размер собственного капитала, соответствующий данным последнего утвержденного баланса.

Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

  • очевидный общественный вред от предполагаемой сделки;
  • неполный размер предоставляемой информации об обстоятельствах сделки или обнаружение в ней неправдивых фактов.

В свою очередь, субъекты государственного регулирования обязаны на основании законодательства о естественных монополиях:

  • Заключать договоры поставок или предоставления услуг с потребителями, входящими в льготный перечень, если есть техническая возможность их обеспечения.
  • Предоставлять регулирующему органу текущую финансовую отчетность и проекты своих капвложений.
  • Обеспечивать поступление на рынок производимого продукта без дискриминации потребителей, как того требует законодательное антимонопольное регулирование.

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования - это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Регулирование естественных транспортных монополий

Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Ответственность естественных монополий

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Процедура банкротства естественной монополии

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве») в редакции 2018 года. Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).


В экономиках многих современных государств, в том числе России, значительная доля ВВП приходится на естественные монополии. Как правило, к ним относятся крупнейшие по оборотам, инфраструктуре, финансовым возможностям, передовые по уровню технологий предприятия. Деятельность соответствующих субъектов бизнеса играет важнейшую роль в развитии национального хозяйства страны, и этим обусловлено регулярное вмешательство государства в правоотношения с их участием. Каким образом формируются естественные монополии? Как они взаимодействуют с госструктурами?

В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?

Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.

Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.

Практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.

Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.

Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.

Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?

Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:

  • железнодорожные перевозки;
  • сырьевой сектор;
  • производство электрической энергии;
  • авиастроение.

Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.

В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.

Выше мы отметили, что государство осуществляет регулирование деятельности фирм, имеющих статус естественных монополий. Изучим данный аспект подробнее.

Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий

Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.

ФСТ осуществляет такие функции, как:

  • установление цен или тарифов в тех или иных сегментах рынка;
  • контроль над правоотношениями, имеющими отношение к определению и применению цен либо тарифов естественными монополиями.

ФАС осуществляет такие функции, как:

  • разработка нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий;
  • контроль и надзор в области соблюдения предприятиями положений антимонопольного законодательства;
  • содействие формированию конкурентных условий деятельности коммерческих предприятий.

Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.

Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:

  • формирование реестров предприятий, имеющих монопольное положение на рынке;
  • определение методов правового регулирования деятельности фирм в различных сегментах;
  • контроль над соблюдением норм антимонопольного законодательства;
  • реализация законотворческой инициативы;
  • взаимодействие с субъектами естественных монополий по различным вопросам.

Реестры монополий

Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.

Закон о субъектах естественных ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.

Методы регулирования деятельности монополий

Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:

  • ценовое регулирование;
  • субсидирование;
  • определение целевых групп потребителей.

Рассмотрим их сущность подробнее.

Ценовое регулирование естественных монополий

Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.

Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?

Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:

  • установления конкретной стоимости тех или иных товаров или услуг;
  • утверждения предельной величины цен;
  • установления допустимых показателей волатильности стоимости реализуемых субъектом монополии товаров или сервисов.

При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:

  • определение предельных издержек;
  • исчисление средних издержек.

В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.

Субсидирование монополий

Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию - по расценкам ниже себестоимости.

Определение целевых групп потребителей

Государство в процессе регулирования деятельности фирм, включенных в официальный перечень субъектов естественных монополий, может применять рассматриваемый метод, если стоит вопрос в необходимости получения определенных товаров и сервисов теми или иными категориями потребителей. В данном случае речь идет о защите интересов отдельных категорий граждан.

Компетенции регулирующих органов

Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.

Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.

Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.

Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.

Так, соответствующие госструктуры могут:

  • направлять компаниям предписания о необходимости приведения работы в соответствие с положениями антимонопольного законодательства;
  • штрафовать фирмы за нарушения при ведении бизнеса;
  • привлекать организации к ответственности, предусмотренной нормами административного права;
  • направлять иски в суд на монопольные бизнесы, нарушившие положения антимонопольного законодательства.

Отраслевая специфика деятельности монополий

Та или иная субъектов естественных монополий может требовать особого подхода государственных органов к определению приоритетных методов регулирования их деятельности, а также задействованию полномочий, установленных законом. Это обусловлено спецификой экономических процессов в различных сегментах.

Так, ЖД-перевозки могут характеризоваться высокой степенью востребованности услуг, оказываемых фирмами в данной сфере, гражданами, которые желают пользоваться соответствующими сервисами по доступной цене. Поэтому государство, регулируя деятельность железнодорожных компаний, может задействовать метод управления их ценовой политикой.

В свою очередь, к примеру, атомная индустрия в существенно меньшей степени ориентирована на спрос со стороны граждан — он в общем случае минимален. Поэтому власти страны могут давать предприятиям атомной отрасли возможность выставлять комфортные цены без особых ограничений — особенно если речь идет об усилении присутствия фирмы на зарубежных рынках.

Фирмы, включенные, к примеру, в реестр субъектов естественных монополий в области связи, могут, с одной стороны, иметь востребованные со стороны граждан сервисы, с другой — формировать приемлемую ценовую политику для населения. В связи с этим необходимость в излишнем вмешательстве государства в деятельность поставщиков услуг связи может в принципе отсутствовать.

Особый случай — авиакомпании. В принципе, данная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции и, как следствие, установлением цен на услуги по рыночным принципам. Однако она может существенно снизиться, если, к примеру, в собственности той или иной авиакомпании есть единственный в регионе функциональный аэропорт. Субъект естественных монополий, имеющий доступ к данному ресурсу, может иметь значительные преимущества перед авиакомпаниями, которым соответствующий аэропорт может быть нужен для обслуживания тех или иных линий, вынужденных арендовать его инфраструктуру.

Таким образом, от государства требуется взвешенный и грамотный подход к регулированию монополий. Это касается выстраивания административных механизмов, совершенствования законодательства. Различные виды субъектов естественных монополий будут успешно развиваться и играть значимую роль в строительстве экономики только в том случае, если государство окажется готовым к регулярному взаимодействию с ними на основе конструктивного подхода, предполагающего учет интересов граждан, предприятий, а также собственно политических структур.

Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.

Однако существует совершенно особый вид: естественная монополия – это отрасль, в которой нуждается максимальное количество потребителей и которая использует уникальные природные ресурсы. Если обычная монополия ограничивает создание свободного рынка, то естественная является наиболее выгодным вариантом существования данной отрасли.

Виды монополий: схематически

Если говорить языком экономической науки, естественная монополия – это такое состояние рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен.

Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти.

В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии:

  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа такой транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занимается только одна компания.
  • Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» — это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, оно же владеет всей транспортной сетью по всей территории России.
  • Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам.
  • Работа транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д.
  • Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет альтернативы, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику.
  • . В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится.

Все перечисленные отрасли являются исключительными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регламентируется и контролируется государством.

Главные признаки монополии в экономике

Товары естественной монополии незаменимы

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

  • Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты.
  • Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашать на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену.
  • В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Понятие естественной монополии появилось еще в античные времена

Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение.

Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам.

Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам:

  • Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд.
  • Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения.
  • Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет.
  • Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.

Пример работы естественной монополии

Естественная монополия защищается государством

Рассмотрим принцип работы компании «РЖД» — одной из самых крупных монополистических организаций в России. Сегодня это единственный продавец, предоставляющий возможность транспортировки грузов и пассажиров по железным дорогам.

Даже если другая компания приобретет собственные локомотивы, она будет вынуждена пользоваться существующей транспортной сетью и согласовывать каждое свое действие с «РЖД».

Сама организация включает в себя многочисленные дочерние предприятия, делающие ее полностью независимой. Это собственные конструкторские институты, ремонтные заводы, торговые организации и многое другое, что должно обеспечивать жизнедеятельность компании-гиганта. Из-за огромных масштабов конкуренции в этой отрасли нет и не предвидится.

При этом уникальность предлагаемых услуг сегодня остается спорной, так как кроме железнодорожного можно пользоваться автомобильным, воздушным и водным транспортом. Однако железнодорожные перевозки являются самыми надежными и самыми безопасными, кроме того, они дают возможность перевозить крупные партии грузов, а значит, полноценной альтернативы у них также нет. Другим компаниям на этот рынок вход закрыт из-за огромных затрат на строительство собственной транспортной сети.

Положение монополии защищается государством, которое является единственным акционером компании и полностью контролирует ее руководство.

Организация «РЖД» самостоятельно формирует цены, и они мало зависят от колебаний спроса. По всем этим признакам можно с уверенностью заявить, что компания «Российские железные дороги» является естественным монополистом в своей сфере, и на данный момент это самый выгодный для потребителя вариант работы данной отрасли.

Естественная монополия – это положение на рынке, которое не препятствует развитию отрасли, а наоборот, делает ее более выгодной и эффективной. Существование таких монополий зависит от целого ряда факторов, и их появление обусловлено естественными объективными причинами.

Естественные монополии: национализировать нельзя приватизировать — тема видеоматериала:

2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.