Социально-экономическое развитие Чили в годы правления Аугусто Пиночета: проблемы и их решения. Социально-экономическое развитие Чили в годы правления Аугусто Пиночета: проблемы и их решения Население и общество

Рассмотрев главные тенденции сотрудничества между Германией и странами Латинской Америки, необходимо выявить основные препятствии для его дальнейшего развития. Помимо внешних факторов, которые были описаны в вышеизложенной главе, а именно смена политического курса США по отношению к Латинской Америке, ситуация на Ближнем Востоке, бурный рост экономического и политического влияния региона Юго - Восточной Азии, существуют внутренние негативные причины. Среди таких причин, характерных для латиноамериканских государств можно выделить следующие: усиление дифференциации в экономическом, политическом и идеологическом строе стран Латинской Америки, экономический бум на территории региона, претерпевший влияние мирового финансового кризиса, новый виток в развитии интеграционных отношений в регионе, а также отсутствие единой политики по отношению к внешнему миру, в частности к Европейскому Союзу. В начале 90-х годов Латинская Америка представляла собой регион, для стран которого был характерен схожий экономический и политический уклад. В наши дни, по прошествии десятилетия, во многих странах получили широкое развитие демократические институты, но, несмотря на это, нео-популистские и националистические настроения определяют как внутреннюю, так и внешнюю политику отдельных государств. Развитие подобных настроений отрицательно сказывается на инвестиционном климате внутри стран, и региона в целом, что естественно отталкивает внешних инвесторов, в том числе европейских от сотрудничества. На последнем саммите, прошедшем в Чили в янаваре 2013 года лидер Боливии Эво Моралес заявил, что явил, что европейские государства слишком долго эксплуатировали континент, чтобы требовать каких-либо гарантий своих инвестиций. Кроме того, боливийский лидер указал на первоочередную задачу - обеспечить жителей страны доступом к питьевой воде и электричеству. Опасения по поводу экспансии европейского бизнеса высказал и президент Аргентины Кристина Фернандес. «Мы должны выявить и предотвратить все асимметрии, чтобы не навредить собственной промышленности или, прежде всего, людям», - подчеркнула К. Фернандес Саммит ес - Латинская Америка 2013: итОги и перспективы евро-латиноамериканских отношений http://www.dw.de. Здесь хотелось бы отметить, что, несмотря на подписание стратегических документов о взаимном сотрудничестве, между двумя регионами остается ряд серьезных разногласий, которые негативным образом влияют на ход их сотрудничества. Одной из ключевых проблем между ЕС и CELAC остается национализация рядом стран Латинской Америки европейских предприятий. Ярким примером этому может послужить национализация Аргентиной активов, принадлежащих структурам испанской Repsol. Подразделениям этой корпорации принадлежали акции нефтяной компании YPF и компании YPF Gas - 57,4 и 85 процентов соответственно. В апреле 2012 года правительство Аргентины объявило о проведении национализации 51% акций обеих компаний. Действия властей Аргентины резко раскритиковали в ЕС, США, Испании, Мексике и во Всемирном банке. Еще одним примером могут послужить боливийские реформы 2010 года, направленные на национализацию электроэнергетического сектора. Они сильно задели интересы французских инвесторов, чья доля в этом секторе составляла 35,7 процентов, после чего Франция потребовала немедленной компенсации.

Экономический бум, характерный для стран Латинской Америки в последние десятилетия, в целом должен способствовать укреплению экономического сотрудничества с внешним миром, а частности с ЕС. Но результаты данного роста не привели к столь положительным результатам. Во-первых потому, что темпы роста латиноамериканского региона не могут сравниться с темпами роста Азиатских стран, что естественно отодвигает Латинскую Америку в рейтинге приоритетных регионов на второй план. Также быстрое развитие сейчас и неиспользование накопленного капитала в дальнейшем может привести в негативным, даже кризисным последствиям. Что касается интеграционных процессов, то это, естественно, рассматривается Европейским Союзом, как положительное явление. Но отсутствие эффективных интеграционных механизмов не позволяет построить латиноамериканским группировкам единое пространство с целью облегчить процесс ведения международных диалогов. Нежелание некоторых государств, таких как Бразилия, идти на уступки своим соседям усугубляет и заметно тормозит процесс эффективного политического и экономического взаимодействия в регионе. Модель интеграционных процессов в Латинской Америки постоянно меняется, и Европейский Союз просто не успевает иногда отреагировать на подобные изменения отсюда вытекает следующая проблема: отсутствие единой политики латиноамериканских стран по отношению к Евросоюзу, а также различие в интересах, преследуемых конкретными странами в этом сотрудничестве.

Отмечается что, латиноамериканскими странами за все время переговоров практически не было выдвинуто практически ни одного четкого условия, кроме постоянных претензий к Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза и требований открыть европейский рынок для ввоза большего спектра сельскохозяйственных продуктов из латиноамериканских стран. Отсюда можно сделать вывод, что никаких официальных стратегий по развитию со стороны Латинской Америки предложено не было. Данная проблема сейчас является наиболее актуальной, так как в связи с поляризацией политических и экономических задач отдельных стран, выработать единую стратегию по отношению к ЕС представляется не простой задачей.

Основные пути дальнейшего межрегионального сотрудничества также были обозначены на последнем саммите. В совместном плане действий на 2013-2015 гг. помимо развития традиционных направлений, таких как борьба за социальное равенство, защита окружающей среды, противодействие терроризму и протекционизму, важными пунктами двухстороннего сотрудничества стала политика, направленная на содействие торговле и инвестициям между странами ЕС и CELAC, а также различные программы, стимулировавшие экономический рост и создание новых рабочих мест в странах CELAC для молодых специалистов. На открытии саммита президент Чили Себастьян Пиньера заявил, что создается «новый стратегический альянс» в области охраны окружающей среды и социальной сфере. Отметив, что участники форума представляют треть всех государств мира, производящих более трети мировой продукции - около 60 стран с населением 1,1 миллиарда жителей, он подчеркнул, что на них лежит огромная ответственность «за наши страны и за мир в целом» там же. Также, на саммите впервые за одним столом с лидерами ЕС оказался глава госсовета Кубы Рауль Кастро.

Последний раз кубинский руководитель появлялся в Сантьяго 40 лет назад во времена правления Сальвадора Альенде. Подобный поворот событий непременно станет поворотной точкой в процессе установления более тесных политических и экономических отношений между Кубой и странами ЕС. ЕС считает, что реформы, проведенные кубинским президентом Раулем Кастро, значительно улучшили качество жизни кубинцев и должны увеличить поток прямых инвестиций из стран ЕС. Основными направлениями во взаимоотношениях ЕС с Кубой является развитие общих программ в сферах образования и здравоохранения. Подводя итоги экономического сотрудничества, глава Еврокомиссии Жозэ Мануэл Баррозу отметил, что «Европа является крупнейшим торговым партнером Латинской Америки. Но мы также становимся свидетелями и роста инвестиций из Южной Америки в Европу, чему мы очень рады» там же Обеим группировкам необходимо обеспечить представителям национальных компаний, инвестирующих за рубеж, правовые гарантии стабильности их инвестиций.

Дальнейшие перспективы развития диломатических и торгово-экономических отношений Германии со странами Латинской Америки представляют собой довольно радужную картину. Проанализировав основные торговли и инвестиционного сотрудничества между странами, было выявлено, что за последнее десятилетие показатели увеличились вдвое. Внимание Германии теперь привлекают не только экономические гиганты региона, но и менее развитые латиноамериканские экономики. Увеличивается уровень гуманитарной помощи, оказываемой Германией. Например, огромная гуманитарная поддержка оказывается Боливии, общая сумма которой на сегодняшний день составляет 1 млрд. евро Политическое и социально-экономическое сотрудничество ЕС и АЛБА в XXI веке: проблемы и перспективы. В социальной области активно финансируются проекты, координирующие работу социальных институтов в Боливии. Особое внимание уделяется государственной модернизации и развитию сельского хозяйства. Согласно последнему межправительственному договору между Боливией и Германией подписанному в 2009 году в столице Боливии Ла-Пас, Германия выделила Боливии 62 млн. евро на реализацию этих реформ. Также благотворительная помощь из Германии идет большими объемами в Никарагуа: ежегодная помощь со стороны Германии составляет 10 млн. евро. Огромное количество разработок ведется и планируется к запуску в области разработки новых источников энергии. На чемпиона мира по футболу, который пройдет в Бразилии в 2014 году, немецкие разработчики представят мировому сообществу новые генераторы, работающие на солнечных батареях, которые будут освещать весь стадион. Сейчас разрабатываются многочисленные проекты по культурному обмену студентов и преподавателей. Федеральный министр иностранных дел на одной из конференций, посвященных году Германии в Бразилии: «С мая 2013 по май 2014 г. мы будем проводить фестиваль идей, чтобы вместе строить наше будущее. Стратегическое партнерство должно способствовать развитию сотрудничества как на двустороннем, так и на многостороннем уровне Старт Года Германии в Бразилии https://www.deutschland.de». Также по последним новостным сводкам, сейчас разрабатываются проекты, финансируемые немецкими компаниями, по развитию инфраструктуры в Доминиканской Республике, в связи с растущей популярностью этого курорта.

Внешняя политика Германии по отношению к Латинской Америки в большей степени ориентирована на приоритетные и более выгодные для Германии направления, но, сейчас, исходя из происходящих изменений в латиноамериканском регионе, Германия вынуждена учитывать интересы отдельных государств при построении дальнейших стратегий. Чили, Мексика, Аргентина - абсолютно все государства Латиноамериканского региона имеют свои особенности как в историческом развитии, так и в современном экономическом и политическом укладе. Но, несмотря на этот факт, основной задачей Германии на современном этапе является попытка помочь Латинской Америке разработать единую политику по отношению к внешнему миру, в том числе и к самой Германии. Инвестируя в латиноамериканский регион уже не одно десятилетие, Германии совместно с другими странами удалось ускорить темпы экономического роста в странах Латинской Америки. Благодаря Германии, отдельные представители Латинской Америки сейчас являются конкурентами многих стран даже в секторе промышленного производства. Изменения внутренней атмосферы на территории Латинской Америки заставляют Германию разрабатывать новые стратегии по дальнейшему сотрудничеству, в котором оба региона несомненно заинтересованы.

Кратко проанализируем основные перспективы стран Латинской Америки в области социально-экономического развития, в современных условиях.

Латинская Америка обладает крупным и еще не полностью раскрытым ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она традиционно занимала периферийное положение 53 .

Перспективы Латинской Америки в современном мире достаточно неоднозначны. С одной стороны можно увидеть, что у некоторых крупных государств региона – в первую очередь у Бразилии, Аргентины и Чили есть хорошие перспективы занять свою долю глобального рынка, к которому постепенно двигается мировая экономика.

Другой вопрос – характер этой «доли». Для национальных интересов этих стран, естественно приоритетным остается высокотехнологичное производство промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции, а также удержание своего места в обрабатывающей промышленности.

В то же время, по мысли некоторых специалистов, лидеры мировой экономики готовят этим странам более «скромное» место, связанное в основном с экспортом и обработкой тех полезных ископаемых, которые есть в наличии у этих государств 54 . Отметим в скобках, что указанные доводы и соображения характерны для всего региона.

Перспективы менее развитых стран региона вызывают гораздо больше вопросов. Скорее всего, в условиях глобальной мировой экономики у большинства стран региона будет сохраняться явная зависимость от США, а также экспортно-ориентированный характер экономики, основанный на экспорте сельскохозяйственной продукции или природных ресурсов (как например, в случае с Венесуэлой).

Российскими специалистами в настоящее время подготовлен аналитический доклад о перспективах стран Латинской Америки. Согласно нему 55:

Вес региона в мировом ВВП не изменится, а останется на уровне 7–8 %, в мировом населении – 8–9 %;

Сохранится тенденция к экономической дифференциации стран региона. Бразилия, Чили и Аргентина, идущие по пути технологического обновления и постепенного формирования элементов «экономики знания», увеличат отрыв от остальных государств. Положение Венесуэлы будет, разумеется, зависеть от конъюнктуры нефтяного рынка;

Бразилия подтвердит свой статус восходящего гиганта и станет наращивать усилия по формированию собственной зоны влияния в Южной Америке;

Развитие Гаити останется на прежнем уровне (фактически нулевом) и будет определяться последствиями землетрясения 2010 года, которое полностью разрушило и без того неразвитую инфраструктуру региона.

В целом, можно утверждать, что Латинская Америка переживает серьезные перемены. С одной стороны, государства региона отходят от прежних стандартов экономической политики и поведения на международной арене. С другой – меняется характер внешнего воздействия. Традиционно здесь доминировали США, теперь же усиливается присутствие других мировых держав, благодаря чему расширяется поле деятельности для политического маневра.

Последствия новой ситуации могут быть весьма разнообразны и зачастую противоречивы, однако последствия ее для социально-экономического развития региона оцениваются в целом положительно.

Таким образом, подведем очередные промежуточные выводы нашей работы:

Рассмотрение государственной политики в сфере социально-экономического управления в Бразилии, Аргентине, Чили, Гаити и Венесуэле, позволит нам сформировать достаточно цельную картину, предусматривающую самые разнообразные тенденции для государств Латинской Америки;

Бразилия – это одна из самых развитых стран Латинской Америки. Однако сравнительно развитая экономика не избавила страну от множества социально-экономических проблем. Основные из них коррупция, социальные конфликты, коррупция и правительственная бюрократия. Правительство Бразилии, в целом, серьезно относится к тем социально-экономическим проблемам, которые являются актуальными для этой страны. Начиная с 2006 года, Бразильское правительство приняло ряд основополагающих документов, которые призваны частично снять остроту указанных проблем;

Социально-экономические проблемы Аргентины связаны с неравномерным экономически развитием страны. Правительство Аргентины, также по своему решает социально-экономические проблемы государства. Действующий президент Аргентины – Кристина де Кришнер, пришла к власти под лозунгами и идеями «левого толка», основной лейтмотив которых (в области экономики) – снижение зависимости страны от иностранного капитала. В последние годы в стране активно развивается, также система социальной защиты населения;

Чили, в целом, также входит в число наиболее развитых экономически стран региона. Основные проблемы страны аналогичны Бразильским и Аргентинским - относительно развитая промышленность не обеспечивает стабильный доход и работу для определенной части населения. В то же время Чили является единственной страной латиноамериканского региона, где в последние годы не происходит ухудшения социальных условий, а также наименее коррумпированной страной Латинской Америки. - Гаити – пример наименее развитой страны региона. Основа ее экономики – экстенсивное сельское хозяйство. ВВП страны – последний в списке ООН, а уровень безработицы составлял 85% экономически активного населения. Действующие правительства Гаити, в целом не имели ни возможностей, ни сил решать социально-экономические проблемы страны. Деятельность их протяжении последних 50 лет была в основном сосредоточена на разнообразные переговоры об экономической помощи со стороны развитых стран. Без того катастрофическая ситуация на Гаити усугубилась 12 января 2010 года, когда в стране произошло разрушительное землетрясение;

Говоря о перспективах Латинской Америки в современной мире можно упомянуть, что Латинская Америка обладает крупным и еще не полностью раскрытым ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она традиционно занимала периферийное положение;

Основные перспективы социально-экономического развития изучаемых стран Латинской Америки таковы: сохранится тенденция к экономической дифференциации стран региона. Бразилия, Чили и Аргентина, увеличат отрыв от остальных государств. Положение Венесуэлы будет, разумеется, зависеть от конъюнктуры нефтяного рынка. Бразилия подтвердит свой статус восходящего гиганта и станет наращивать усилия по формированию собственной зоны влияния в Южной Америке. Развитие Гаити останется на прежнем уровне (фактически нулевом) и будет определяться последствиями землетрясения 2010 года, которое полностью разрушило и без того неразвитую инфраструктуру региона;

Регион Латинской Америки крайне интересен для изучения экономического благосостояния человека. На этот регион следует обратить внимание, ведь страны Латинской Америки демонстрируют успехи в борьбе с бедностью, неграмотностью и другими важными социальными проблемами. Правда, наряду с достижениями, можно увидеть и проблемы, от которых страдают жители региона. Выяснение успехов, провалов и их причин станет целью нашего исследования.

Основные показатели социального развития стран Латинской Америки

Для того чтобы получить общую картину экономического благосостояния жителей Латинской Америки (ЛА), следует рассмотреть основной показатель благосостояния — Индекс человеческого развития. Как известно, этот показатель является средним арифметическим ожидаемой продолжительности жизни при рождении, охвата образованием и уровня ВНД по ППС на душу населения. Поскольку ООН причисляет все страны ЛА к развивающимся, интересно будет посмотреть и ИЧР без учёта уровня ВНД на душу населения.

В 2010 году средний ИЧР в странах ЛА составил 0,704 (без учета ВНД на душу населения — 0,746). По этому показателю ЛА находится на уровне стран ЦВЕ и Центральной Азии.

Страны ЛА довольно сильно отличаются по уровню социально-экономического развития. Среди них можно выделить страны с относительно высоким показателем ИЧР, средним и относительно низким.

К наиболее развитым странам ЛА можно отнести страны с индексом выше 0,74: например, Чили, Аргентину, Мексику и некоторые другие. Лидерство же принадлежит небольшим по размеру Барбадосу и Багамским островам (ИЧР около 0,78). Страны этой группы занимают 40-е строчки рейтинга Human Development Report. Интересно, что без учета сравнительно низкого ВНД этих стран их индекс составил бы 0,82-84.

Отметим, что к этой группе, возможно, относится и Куба. Без учёта ВНД её ИЧР составляет 0,89: на уровне Норвегии. Но, к сожалению, посчитать ВНД Кубы международная статистика не может, так что её финальный ИЧР неизвестен.

Успех стран этой группы, скорее всего, объясняется высокой эффективностью систем здравоохранения. Благодаря этим системам, средняя продолжительность жизни сохраняется на уровне 77-79 лет даже в странах тяжелого климата Центральной Америки и влажного климата Чили. Что касается Барбадоса и Багамских островов, их высокие показатели обусловлены большими доходами от туризма.

К наименее развитым странам ЛА можно отнести страны с ИЧР ниже 0,57. Они находятся в Центральной Америке: это Никарагуа, Гватемала и Гаити. ИЧР Гаити находится на уровне слаборазвитых стран Африки: 0,404.

Получив общее представление о предмете исследования, мы можем приступить к более подробному изучению благосостояния стран ЛА.

Бедность и неравенство

В целом в странах ЛА бедность распространена не так широко, как в других развивающихся регионах. Прежде всего, следует сказать, что существуют некоторые методологические проблемы измерения бедности в этом регионе. Поскольку во многих странах велик масштаб неформальной экономики (а значит и фактические доходы населения выше известных статистике) и международная, и национальная черта бедности не отражают реального положения дел в экономике. Поскольку мы не располагаем точными цифрами масштаба теневой экономики, наше исследование будет не совсем объективно.

Тем не менее, попытаемся оценить бедность в ЛА по международной шкале бедности, не беря в расчет разницу потребительских корзин стран.

В среднем, крайняя бедность, то есть число людей, имеющих доход ниже 1,25 долл. в год, в странах ЛА составляет лишь 8% (2005). Глубина бедности составляет 3%, то есть доход бедных, в среднем, находится чуть ниже уровня черты бедности.

Успехов в борьбе с бедностью добились Чили, Уругвай, Венесуэла (менее 3,5%). С другой стороны, с Чили соседствует самая неблагополучная в этом отношении страна Южной Америки: Боливия (16% сверхбедных). Самый проблемный регион ЛА — это Центральная Америка (Гондурас — 18% сверхбедных, Никарагуа — 16%).

Катастрофическая ситуация наблюдается на Гаити: 55% населения имеют доход ниже 1,25. Возможно, это связано с нестабильностью политических режимов в Центральной Америке. Эта нестабильность не даёт правительствам приняться за решение проблем бедности.

Коэффициент Джини, то есть коэффициент неравенства в распределении доходов, неуклонно повышался 70-х по 90-е годы и, в среднем, к 2008 году составил 0,5. По этому показателю Латинская Америка также неоднородна. Мода ряда коэффициентов большинства стран ЛА составляет около 0,52. Однако, если в Венесуэле и Уругвае коэффициент составляет, соответственно, 0,41 и 0,44, то в Боливии он доходит до 0,56 (2007), в Гондурасе — до 0,58, в Бразилии — до 0,59. Неизвестен коэффициент социалистической экономики Кубы, где, возможно, доходы распределяются наиболее равно.

Экономические составляющие качества жизни

Определим физическое благосостояние жителей ЛА. В 2005-07 гг. отмечались серьезные проблемы с продовольственным обеспечением жителей ЛА. Недоедали 9% жителей. Видимо, сейчас, после мирового продовольственного кризиса, ситуация только ухудшилась.

Доступа к качественной питьевой воде не имели 7% населения (2008 г.). Причем, если в городах водоснабжение не имели лишь 3%, то в деревне — 20%. Наиболее проблемные страны — это Перу (25%), Парагвай (14%) и Гондурас (14%). Заметим, что Перу и Парагвай имеют обширные горные области, где трудно наладить водоснабжение. В этом странам ЛА помогает Всемирный Банк.

На 2010 год в трущобах проживает 24% населения. Эта проблема остро стоит практически перед всеми странами.

Экологическая ситуация в странах ЛА довольно плохая. Кроме вырубки лесов, велики выбросы углекислого газа в атмосферу на человека. Среднее значение — 4 т в год на человека.

Занятость

Индекс занятости в странах ЛА составляет 61% (2008 год). В первичном секторе заняты 10-40% населения. Наибольшее число людей заняты в этом секторе в странах Центральной Америки (Гондурас, Гватемала) и горные страны Южной Америки (Эквадор, Парагвай). Во вторичном секторе повсюду занято по 20-30% населения. В третичном — 40-70% населения (наибольшее число — в Венесуэле и Чили).

Очень распространена неформальная занятость, в основном, в странах с сильными общинными традициями. Например, в Бразилии эта цифра составляет 50%. Чаще всего неформально занятые трудятся в сельском хозяйстве. Прямым следствием этого является распространение незащищенного труда. В основном, это горные страны: Колумбия (41% работников незащищены), Боливия (62%), Парагвай (47%), Перу (40%).

Для уменьшения стоимости труда предприниматели устанавливают станки или используют более гибкие формы использования рабочих рук: временный наем, наем без контракта для молодежи, женщин, низкоквалифицированных работников. Обычно эти категории населения не имеют доступа к социальному обеспечению и медицинскому страхованию, а их статус неформально занятых только усугубляет ситуацию.

Безработица до кризиса составляла 9-16%. Основным видом безработицы до кризиса была структурная безработица: из-за недостатка образования люди не могли работать на модернизированных производствах. Но нужно отметить, что в ЛА сравнительно много людей с полным средним образованием, то есть достаточно квалифицированной рабочей силы. Как будет сказано ниже, полное среднее образование имеют около 32% населения региона (в Чили и Перу — более половины населения). Отсюда можно сделать вывод о недостаточной экономической эффективности систем образования некоторых стран. Видимо, образовательные программы не соответствуют потребностям рынка труда, либо в образовательных учреждениях обучают недостаточное количество людей.

Стоит отметить половую дифференциацию безработицы: безработных женщин в 2005 г. было, в среднем, на 4% больше, чем мужчин.

Безработицу усиливает зависимость экономик некоторых стран ЛА от мировой экономической конъюнктуры. Например, спад в экономике США в начале 2001 года повлек за собой закрытие свыше 400 макиладорас и увольнение 120 тыс. рабочих на границе Мексики и США.

Наблюдается трудовая эмиграция из стран ЛА из-за высокого уровня безработицы и политической нестабильности.

Здоровье

Ожидаемая продолжительность жизни в среднем по странам ЛА самая высокая среди развивающихся регионов: 74 года. Взрослая смертность составляет 287 человек на 1000. Младенческая (до года) — 19 на 1000, до 5 лет — 23 на 1000 живорожденных (2008 год).

Здравоохранение в странах ЛА финансируется лучше, чем во всех остальных развивающихся регионах, кроме ЦВЕ. В среднем, на человека тратится 730 долл.

Создана развитая инфраструктура здравоохранения. В среднем, страны ЛА располагают 24 больничными койками на 10 тыс. человек. Это определяет высокий уровень вакцинации против важнейших болезней (например, кори и туберкулеза). Правда, около половины населения не вакцинированы в Панаме, Венесуэле, Эквадоре и Парагвае.

В регионе не хватает врачей-специалистов. Например, лишь 86% родов проводятся при участии акушеров, что повышает младенческую смертность.

Образование

Ситуация с образованием в ЛА хорошая, причем не только в Южной Америке, но и в Центральной Америке и Карибском бассейне. Грамотность в странах региона составляет 91,1%, что много для развивающегося региона.

Везде, кроме Ямайки и Доминиканской республики, 90-процентный охват начальным образованием, то есть на уровне стран ЦВЕ. Охват образованием второй ступени (средняя школа) в Южной Америке составляет около 2/3 (исключения представляют Чили — 85%, Эквадор и Парагвай — 58-59%), а в остальных странах — 50-60%. Охват высшим образованием составляет в среднем 30%.

Средняя ожидаемая продолжительность обучения — 15-16 лет. При этом на Кубе она составляет 18 лет. В Никарагуа и Гватемале эта цифра составляет лишь 10-11 лет. Фактический срок обучения здесь — 4-6 лет.

Образовательная инфраструктура стран региона развита. В Колумбии, Венесуэле, Боливии, а также Аргентине и Уругвае на одного учителя приходится до 20 учеников. В Центральной Америке (кроме Мексики) и Карибском бассейне прослеживается общая закономерность: при хорошей обеспеченности школ учителями (тоже около 20 учеников на учителя) многие учителя (более 20%) не имеют педагогического образования. В Белизе и Гондурасе, например, непрофессиональные учителя составляют основную часть работников образования.

Пожалуй, единственной вопиющей проблемой систем образования в странах ЛА является невостребованность образовательных услуг населением. В среднем, начальную школу бросают 18% учеников. В благополучных Аргентине и Чили так делают около 5%, в остальных — до четверти (как, например, в Бразилии), в Никарагуа — половина учеников.

В некоторых странах, даже имеющих хороший охват образованием, высокий процент бросивших школу не дает полностью использовать возможности системы образования. Так, в Венесуэле, Гондурасе, Никарагуа и Доминиканской республике люди учатся меньше 7 лет (в Гватемале и на Гаити — менее 5 лет), хотя имеют все возможности продолжать образование. Этот феномен требует специального изучения, но можно предположить, что корни этого явления лежат в менталитете жителей или отсутствии высококвалифицированных рабочих мест.

Кроме этого, системы образования нуждаются в адаптации к реалиям рынка труда, о чем было сказано выше. Сейчас на рынке сохраняется структурная безработица при большом количестве образованных людей.

Следствием нежелания населения учиться в школе и неадаптированности систем образования является растрата части государственных средств впустую.

Анализ структурных реформ последних лет в странах ЛА (на примере Бразилии)

В качестве примера борьбы государства с социальными проблемами в странах ЛА можно рассмотреть реформы бразильского президента Луиса Инасио Лула да Силвы, начавшиеся в 2002-2003 годах. По схожему механизму проходили некоторые реформы в Мексике и Чили.

Основными проблемами благосостояния человека в Бразилии тогда являлись бедность населения, неравенство в распределении доходов и безработица.

На борьбу с бедностью и неравенством направлена программа Bolsa Família («Семейный кошелёк»), объединившая социальные программы предшественника Лулы, Фернандо Кардозу. В рамках этой программы сверхбедным семьям выделяются пособия из госбюджета. В этой программе применяется мексиканское изобретение: механизм «условных денежных переводов» («conditional cash transfers»). Всем сверхбедным семьям выдаются в размере примерно 32 долл. в месяц. Бедные же семьи получают пособия лишь при наличии детей или беременной женщины (до трех пособий). Кроме того, все люди, претендующие на помощь, должны регулярно проходить медицинское обследование. Программа охватила более 11 миллионов семей, то есть до ¼ населения Бразилии.

Частью программы Bolsa Família является программа «Школьный кошелек», направленная на повышение числа посещающих школу. Проблема назрела, поскольку бросают школу около 24% учеников. Это привело к тому, что среднее образование имеют лишь 22% бразильцев. Программа построена по тому же принципу, что и «Семейный кошелек»: денежные пособия бедным семьям выдаются при условии, что их дети ходят в школу и регулярно делают прививки. В школе дети получают регулярное питание в перерыве между уроками, что снижает расходы их родителей. Пособие выдается за каждого ребенка, максимум — за три ребенка на семью. Таким образом, дополнительными эффектами программы можно считать снижение рождаемости, улучшение питания и укрепление здоровья детей, а также снижение расходов родителей на питание ребенка. В 2006 году на программу израсходовано 2,5% государственного бюджета, то есть около 0,5% ВВП .

Улучшить качество жизни бедняков призвана программа Fome Zero («Нулевой голод» или «Уничтожение голода»). Её цель — обеспечить нормальный доступ к еде и воде. По этой программе в безводных регионах в глубине Бразилии создаются водохранилища, создаются малобюджетные столовые, распространяются витамины и даже пропагандируется вред беременности в молодом возрасте (для сокращения роста крестьянских семей и предотвращения аграрного перенаселения).

Программа «Семейный кошелек» достигла ощутимых результатов. Программы повысили уровень охвата образованием. Также, к удивлению многих экспертов, программы не снизили, а повысили уровень занятости населения. Видимо, получение образования адресатами помощи снизило структурную безработицу, которая, как было сказано выше, является основным типом безработицы в ЛА. Коэффициент Джини со времени принятия Ф. Кардозу программы «Школьный кошелек в 1995 году до 2004 года снизился на 0,047 (до 0,59). Однако, почти не изменился совокупный спрос, поскольку вливания в экономику не превышали 3% ВВП каждый год.

На мой взгляд, причинами эффективности программ Лулы являются применение уловного механизма помощи и наработанный правительством Кардозу опыт в проведении программы «Школьный кошелек». Также следует отметить, что без заслуг Кардозу в борьбе с гиперинфляцией успех социальной политики Лулы был бы невозможен.

Возможно, достичь более серьезных успехов этим программам помешали ошибки государственного аппарата в определении адресатов помощи. Журнал Economist отмечает, что в 2005 году беднейшему квинтилю бразильцев уходило лишь 45% условных трансфертов, а 10% такой помощи доставалась богатейшему квинтилю. В 2004 году половина реципиентов попала в список участников программы по ошибке.

Заключение

Наше исследование показало масштаб социально-экономических проблем Латинской Америки. В регионе Южной Америки и Мексике наименьшее количество людей страдает от бедности, но присутствует значительное социальное неравенство. Самым бедным субрегионом с неравным распределением доходов является Центральная Америка. Кроме неравенства доходов, по всей ЛА заметно неравенство в доступе к элементарным благам: воде и еде. Особенно страдают в этом плане горные районы и, если смотреть шире, деревенские жители.

Мы выяснили, что структура занятости в регионе сильно варьируется от страны к стране, поэтому выявить общие тенденции занятости для всего региона тенденции. Можно лишь сказать, что по всей Латинской Америке основным видом безработицы является структурная.

Общей чертой для всех субрегионов ЛА являются развитые системы образования и здравоохранения, хотя в этих сферах и наблюдается необеспеченность специалистами, особенно, в странах Центральной Америки.

Мы также рассмотрели методы решения некоторых социально-экономических проблем на примере Бразилии. Запустив программу «Семейный кошелек», а в её рамках программы «Уничтожение голода» и «Школьный кошелек», Лула да Силва успешно решает создавшиеся проблемы с помощью механизма адресных трансфертов.

Таким образом, Латинская Америка представляется довольно развитым в социально-экономическом отношении регионом. Наше исследование позволяет смотреть в будущее региона с оптимизмом.

1. По материалам Human Development Report — 2010, табл. 1

5. HDR-2010 , табл. 3

6. По данным MDG Report-2010

7. Partnership in Development, Washington, 2004. p. 44-45

8. MDG Report-2010

9. Informe Regional sobre Desarrollo Humano para América Latina y el Caribe 2010, New York, 2010. P. 37

10. HDR-2010 , табл. 12

11. Кузнецова Э.Е., Пегушева Л.В., Латинская Америка: причины и последствия трудовой миграции// Латинская Америка, 2004, № 11. С. 25

12. По данным HDR-2007

13. HDR-2010 , табл. 13

14. HDR-2010 , табл. 4

15. Кузнецова Э.Е., Пегушева Л.В., Латинская Америка…, с. 24

16. По данным HDR — 2010, табл. 1

17. По данным MDG Report-2010

18. По данным HDR — 2010, табл. 13

19. Ros J., Poverty reduction in Latin America: the role of demographic, social and economic factors // CEPAL review, August 2009. P. 37

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» _________________________________________________________________________________

Институт экономики и управления промышленными предприятиями

Кафедра промышленного менеджмента

Курсовая работа по курсу «Стратегическое планирование»

РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА РЫНКА РАФИНИРОВАННОЙ МЕДИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА ПО ЧИЛИ

Выполнила:

Студентка 5 курса

Группы МЭ-07-3

Преподаватель:

Москва, 2011 г.


Раздел 1. Разработка прогноза развития Чили. 3

1.1 Характеристика страны.. 3

1.2 Исходные данные для анализа. 4

1.3 Анализ динамики ВВП Чили за 1972-2010 гг. 5

1.4 Прогноз развития экономики Чили до 2020 г. 8

Раздел 2. Современное состояние и перспективы развития национальной металлургии. 11

2.1 Характеристика национальной металлургии. 11

2.2 Динамика производства меди Чили за 2000-2010 гг. 11

2.3 Уровень концентрации в национальной металлургии Чили. 13

2.4 Размеры внутреннего рынка по основным видам продукции за 2000-2010 гг. 16

2.5 Экспортный потенциал Чили 2000-2010 гг. 18

2.6 Меры по защите собственного рынка принимаемые Чили. 19

2.7 Перспективы развития национальной металлургии. 19

Раздел 3. Разработка прогноза рынка рафинированной меди Чили на период до 2020 года. 20

3.1 Динамика развития экономики Чили 1972-2010гг. 20

3.2 Динамика потребления рафинированной меди Чили 1991-2010гг. 21

3.3 Расчеты влияния общеэкономических факторов на потребление рафинированной меди Чили(эластичность) 22

3.4 Разработка прогноза развития рынка металла (по удельным величинам) Чили на период до 2020г. 23

3.5 Сравнение полученных результатов с прогнозными оценками, выполненными зарубежными специалистами. 25

Резюме. 25


Раздел 1. Разработка прогноза развития Чили

1.1 Характеристика страны

Республика Чили – государство на юго-западе Южной Америки. Граничит с Аргентиной, Боливией и Перу. Территория страны вытянута вдоль побережья Тихого океана на 4300 км и занята большей частью хребтами Анд (Главная Кордильера Анд и Береговая Кордильера), между которыми лежит Продольная долина – главный экономический район страны. Ширина страны – от 15 до 355 км (в среднем около 180 км.). Высота Анд доходит до 6880 м. Много вулканов. Частые землетрясения.

По общему уровню развития занимает 25-е место среди 47 наиболее развитых государств мира. Является единственной страной Латинской Америки, где в последние годы не происходит ухудшения социальных условий. Является наименее коррумпированной страной Латинской Америки.

Опыт Чили издавна привлекает внимание экономистов и политиков. Чили – это страна, обладающая “существенными преобразованиями экономики, неординарными, подчас глубинными поворотами национального курса”.

Высокие темпы развития экономики, укрепление международных связей страны с покупателями и поставщиками, всё более глубокая интеграция в международную торговлю, растущий объем иностранных инвестиций, относительная устойчивость к кризисам - всё это обеспечивает широкие возможности для дальнейшего экономического роста и процветания Чили.

Ведущими отраслями чилийской экономики являются горнодобывающая промышленность, в первую очередь - добыча и переработка меди и молибдена, пищевая промышленность, сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность, рыбоводство и рыболовство.

Чили занимает 1 место в мире по производству меди (39% от объемов мирового производства), йода (55%), лития (42%), молибдена (28%). По добыче серебра и золота находится на 5 и 13 местах в мире.

Основным торговым партнером Чили являются США - 16% как экспорта, так и импорта. На втором месте по экспорту находится Япония (12,3%), на третьем - Китай (12%), на четвертом - Южная Корея (6%). Среди импортеров на втором и третьем месте находятся Аргентина (16%) и Бразилия (13%). Доля европейских стран в чилийском экспорте - 25%, в импорте - 18%.

С 2003 г. Чили активно реализует разработанную в конце 2002 г. концепцию «Чили - страна платформа», направленную на привлечение в страну иностранных капиталовложений посредством создания здесь благоприятных условий для использования зарубежными инвесторами национальной инфраструктуры (транспортной, финансовой, банковской и т.д.) в качестве своего рода «плацдарма» для последующего продвижения в другие страны региона. Об определенных успехах на данном направлении свидетельствует открытие в Чили более 4 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, в том числе 40 отделений транснациональных компаний.

Чили традиционно занимает высокие места в различных международных рейтингах, в частности - 16 место в мире (и первое в ЛАКБ) по интегральному показателю конкурентоспособности и 22 место в рейтинге платежеспособности (по данным МВФ). Благодаря финансовой стабильности, своевременным выплатам внешнего долга и кредитов у Чили наименьший среди латиноамериканских стран показатель риска иностранных капиталовложений.

Различные континентальные условия и темпы развития, разнообразие культур и подходов к развитию собственной страны - Латинская Америка продолжает оставаться одним из самых необычных по разнообразию уголков нашей планеты. Уникальная природа и биоразнообразие оказались под угрозой из-за экологических проблем, с которыми сталкивается регион сегодня.

Аргентина: Учёные Университета Вашингтона в ходе недавнего исследования обнаружили, что чрезвычайные ливни и жар, вызванные изменением климата, приводят к снижению численности населения Магеллановых пингвинов на полуострове Пунта-Томбо в Аргентине. В течение последних двух лет наиболее распространенной причиной смерти птенцов данного вида было изменение климата – увеличение количества осадков во время сезона размножения снизило их выживаемость.

Белиз: Мезоамериканский риф растянувшийся на более чем 1 тыс. км вдоль побережья Белиза, Гватемалы, Гондураса и Мексики является домом для более чем 500 видов рыб, 60 видов кораллов, 350 видов моллюсков и других морских млекопитающих и живых организмов. Рифы является ключевым игроком в экосистеме океана. Из-за глобального потепления растет температура воды в море в следствие чего коралловые рифы «выцвечиваются». Окраску коралловым рифам придают зооксантелловые водоросли, покрывающие полипы, но из-за повышения температуры воды они постепенно отмирают.

Боливия: таяние ледников и изменение климата угрожают водоснабжению боливийцев. В докладе Всемирного банка за 2008 год отмечено, что большинство ледников в Андах исчезнет уже к 2028 году и это повлияет на 100 миллионов человек. И это еще не все: расчеты показывают, что треть боливийцев уже сейчас не имеют доступа к чистой воде.

Бразилия: Вырубка лесов Амазонки является огромной проблемой для Бразилии. С августа 2012 года по июль 2013 года обезлесение возросло на 28 процентов. Как сообщает BBC за это время на территории около 3608 кв. км были расчищены от многовековых джунглей. Эти цифры особенно поражают, если принять во внимание что тропические леса Амазонки являются одним из наиболее важных мировых природных элементов защиты от глобального потепления.

Венесуэла: Занимает ТОП-10 в списке самых биологически разнообразных стран мира, но страдает и от некоторых экологических проблем. Среди них – загрязнение сточных вод в озере Валенсия, третье место по темпам обезлесения в Южной Америке, нефятяное и урбанистическое загрязнение озера Маракайбо. Несколько лет назад из-за утечек нефти оно было наполнено сырой нефтью.

Гватемала: Озеро Атитлан в Гватемале был когда-то воплощением естественной красоты и даже было описано Олдосом Хаксли в его туристических заметках выданных в 1934 году. Его сравнивали с озером Комо в Италии, но теперь оно потеряло свое былое очарование. Синие воды озера приобрели толстый коричневый осадок и сильный запах, а ученые из университета Калифорнии обнаружили в ней токсичные бактерии. Окрестные города продолжают использовать озеро как источник питьевой воды. Причинами таких изменений служат сельскохозяйственные удобрения, неочищенные сточные воды, мусор, а также экономические и демографические проблемы.

Гондурас: Из всех стран, приведенных в исследовании Центра Гумбольдта, Гондурас находится среди стран, наиболее пострадавших от изменения климата. Причиной смерти многих людей в этой стране являются экстремальные погодные условия – ураганы, наводнения и штормы.

Доминиканская Республика: Повышение уровня моря представляет серьёзную угрозу для всего Карибского бассейна, а прибрежные наводнения и эрозия, вызванная солёной водой приведут к опустошению земель.

Согласно исследованию Всемирного банка столица Доминиканской республики – Санто-Доминго, будет одним из пяти городов, которые будут серьёзно затронуты в результате изменения климата. В дополнение к затоплению существует и высокая вероятность штормов и проливных дождей, а береговая эрозия может быть чрезвычайно опасной для тех, кто живет на побережье.

Колумбия: Если загрязнения почв и воды, незаконных посевов наркотиков и утечки сырой нефти Колумбии было недостаточно, то вдобавок она тоже страдает от проблем обезлесения. Недавнее исследование нашло взаимосвязь между незаконным производством коки и вырубкой лесов. В исследовании, опубликованном в журнале Environmental Science & Technology приводится корреляция между увеличением производства кокаина и исчезновением квадратных километров тропических лесов. Тенденция вырубки джунглей, прилегающих к нелегальным посевам будет в ближайшее время сохраняться.

Коста-Рика: Акульи плавники считаются в Азии большим деликатесом. Около 95 процентов акульих плавников потребляется в Китае, чаще всего в виде особенного супа. Поскольку плавник акулы является наиболее ценной частью их тела, многие рыбаки стремятся отрубить его у ещё живых рыб и выкидывают их после этого назад в океан, обрекая их на верную смерть.

В Коста-Рике добыча акульих плавников является огромной проблемой для государства и правительство запретило данную практику. Тем не менее по сообщениям Интерпола рыбаки, используя "метод, где только группа кожи, чтобы сохранить плавник, прикрепленный к позвоночнику удерживается и оставшуюся часть тела выброшенных в море."

Куба: Вырубка лесов, загрязнение воды и воздуха, деградация почв и опустынивание являются главными экологическими проблемами с которыми сталкивается Куба. Загрязнение воздуха, например, вызвано тем, что на улицах страны находится большое количество устаревших моделей автомобилей. По некоторым наблюдениям увеличение кислотных дождей на Кубе связано именно с загрязнением воздуха автотранспортом. Кроме этого залив Гаваны уже давно заполняется мусором и металлом.

Мексика: Во всем мире, загрязнение воздуха убивает от 500 тысяч до 1 млн жизней в год и обходится государствам в 2 процента ВВП. Доклад Международного института чистого воздуха за 2012 год под названием «Качество воздуха в Латинской Америке» утверждает, что Мехико по-прежнему испытывает большие затруднения с загрязнением воздуха. При этом ситуация в городе немного улучшилась: еще два десятилетия тому столица Мексики считалась самым загрязненным городом на Земле, но работать все еще есть над чем.

Никарагуа: Глобальное потепление создало много проблем во всей Латинской Америке. В Никарагуа оно негативно сказывается на кофейной промышленности. Инфекция Hemileia vastatrix поразила около 70 процентов производства арабики в мире. Происходивший из Восточной Африки грибок не мог выжить при температуре 10 градусов и плантации кофе, расположенные на высоте 1300 метров обладали иммунитетом. Но за последние три года изменения климата привели к тому, что инфекция поразило большинство посадок в регионе, что уже привело к сокращению производства кофе на 30 процентов.

Панама: Мангровые заросли Исла Эскудо де Верагуас являются естественной средой обитания редкого карликового ленивца (Bradypus pygmaeus), который находится под угрозой исчезновения. Числленность данного вида оценивается в количестве от 79 до 200 особей в дикой природе. Основным фактором сокращения популяции является сокращение естественной среды его обитания.

Парагвай: Незаконная охота на крокодилов в Парагвае является крайне распространенным явлением. Кожа крокодилов используется для производства люксовых сумок высокого класса и других аксессуаров. Выжившие крокодилы находятся под угрозой голодной смерти из-за ирригационного осушения их природных мест обитания.

Перу: Ледяной пик горы Квелккайя в Перу тает с угрожающей скоростью в течение многих лет. По подсчетам экспертов ледниковый лед перуанских Анд, который формировался на протяжении 1600 лет расстаял всего за 25 лет. Виновником таяния ледников по всему миру является глобальное потепление. Под угрозой полного исчезновения находится и ледник Пасторури, который растает уже в следующем десятилетии.

Пуэрто Рико испытывает большие проблемы с твердыми отходами. На острове существует лишь ограниченное пространство для утилизации мусора и его количество все время растет.

Сальвадор: С населением около 7 миллионов человек эта страна страдает от широкого спектра экологических проблеме: от загрязнения воды биологическими отходами человека до эксплуатации земель, богатых на драгоценные металлы. В Сальвадоре около 32 уникальных горнодобывающих комплексов и в ходе работы большинство токсичных химических веществ сбрасываются в водные источники.

Уругвай: Утилизация отходов приобрела в Уругвае настолько большие размеры, что на сборе мусора даже можно сделать карьеру. Было подсчитано, что в Монтевидео по крайней мере 15 000 людей зарабатывают на жизнь сбором мусора и еды, ношением и использованием выкинутых вещей. В свою очередь качество жизни людей, которые существуют с отходов других людей вызывает большие споры в обществе.

Чили: Вырубка лесов, загрязнение воздуха, проблемы добычи полезных ископаемых, эрозия почв и нехватка воды – вот те проблемы, которые затрагивают Чили. Страна, которая является домом для многих видов растений и животных в мире, также сталкивается с потерей биоразнообразия. По крайней мере 16 видов млекопитающих, 18 видов птиц, 4 вида пресноводных рыб, и 268 видов растений уже сейчас находятся под угрозой исчезновения. К некоторым исчезающим в Чили видам относятся тундровый сапсан, румяный гусь и зеленые морские черепахи.

Эквадор: Галапагосские острова стали объектом Всемирного наследия в 1978 году, поскольку являются местом обитания для тысяч видов, которые не встречаются больше нигде в мире. Многим видам на острове угрожает сразу несколько факторов: загрязнение воздуха и земель, наплыв туристов, чрезмерный вылов рыбы и незаконная охота. На сегодняшний день уже более 40 видам на Галапагосских островах угрожает полное исчезновение из-за факторов, перечисленных выше.

2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.