Порядок и условия предоставления налоговых льгот в российской федерации по различным налогам. Установление и использование льгот по налогам и сборам Порядок применения льгот по налогу

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговые льготы. Инструкции по применению (М. В. Новикова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Глава 1. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены

Систему законодательства о налогах и сборах в России составляют Налоговый кодекс Российской Федерации (Налоговый кодекс РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Региональное и местное налоговое законодательство представлено законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Действие регионального законодательства, в отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект федерации, а местного – в границах местного территориального образования. При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах применимы только в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

В систему законодательства о налогах и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет РФ при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не могут устанавливать или отменять, – налоговые льготы (ст. 4 Налогового кодекса РФ).

Законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщика (например, отменяющие налоговые льготы), не могут иметь обратной силы, напротив, устанавливающие льготы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:

1) по федеральным налогам – федеральными законами РФ;

2) по региональным налогам – законодательством субъекта РФ;

3) по местным налогам – актами органов местного самоуправления, причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 Налогового кодекса РФ).

Индивидуальные льготы действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 г.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы – это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, маневрированием способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

Состав российских налоговых льгот первоначально был установлен Законом РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы РФ»:

1) необлагаемый минимум объекта обложения;

2) изъятие из обложения определенных элементов налога;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из налогового платежа за определенный период;

6) целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов);

7) иные налоговые льготы.

В целом для этого периода характерен весьма широкий разброс положений о налоговых льготах по разнообразным нормативным правовым актам.

После кодификации отечественного налогового законодательства правила налогового льготирования существенно упорядочены и сконцентрированы. Действующий Налоговый кодекс РФ, в ст. 21 устанавливает права налогоплательщиков (плательщиков сборов), определяет, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1). В статье 56 Налогового кодекса РФ зафиксировано установление и использование льгот по налогам и сборам.

В Налоговом кодексе РФ не содержится исчерпывающий перечень видов налоговых льгот, причем не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что не соответствует общепринятому пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Не относятся к льготам ни отсрочка (рассрочка) налогов, ни налоговый инвестиционный кредит. Хотя на определенный период времени как отсрочка (рассрочка) налогового платежа, так и инвестиционный налоговый кредит допускают уменьшение налоговых обязанностей налогоплательщика, что полностью созвучно с понятием льгот по налогам и сборам.

Рассрочка платежа является лишь способом уплаты налогов и сборов. При предоставлении такого вида оплаты никаких льгот не предоставляется. Налогоплательщик выигрывает время и постепенно уплачивает исчисленную сумму налога и проценты по использованию налогового кредита.

Налоговые льготы могут служить в целом как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляющий собой совокупность способов и правил уменьшения (полного или частичного) налоговых обязанностей налогоплательщиками, налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов в целях государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач. Налоговые льготы классифицируют на укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты и социальные налоговые льготы.

Прежние правила о налоговых льготах были распылены по многим законодательным актам. Социальные налоговые льготы в действующем Налоговом кодексе РФ в отдельных случаях рассредоточены в льготах налогоплательщиков-организаций. Например, ст. 149 Налогового кодекса РФ (подп. 2 п. 3) устанавливает, что не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:

1) общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;

2) организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %;

3) учреждениями, единственными собственниками, имуществом которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.

Очевидно, что организация-налогоплательщик получает существенные фискальные послабления при том условии, что члены этой организации имеют особый социальный статус. Данная мера государственного налогового регулирования предполагает, что меньшие налоговые изъятия по НДС с организации повлияют на увеличение доходов конкретных физических лиц-льготников. Такой подход может вызывать в хозяйственной практике серьезные проблемы, поскольку вероятны устремления отдельных предпринимателей использовать льготы подобной организации без учета в полном объеме интересов лиц, благодаря статусу которых такие льготы возможны.

Ряд налоговых льгот направлен на решение вопросов занятости населения и повышение активности работающих для получения больших сумм доходов. Это относится к результатам работы на личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, доходам собирателей, охотников-любителей, родовых, семейных общин от традиционных видов промысла.

Некоторые льготы привлекают население хранить денежные накопления в коммерческих банках либо вкладывать в государственные ценные бумаги, а также ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных образований. Освобождение от налогообложения сумм, выплачиваемых физическим лицам, например участникам избирательных комиссий, должно заинтересовать людей участвовать в демократическом выборном процессе.

В 2002–2003 гг. отечественная система налогообложения пополнилась специальными налоговыми режимами, в их числе:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Приведенные специальные налоговые режимы не содержат положений, которые можно рассматривать в ракурсе социальных налоговых льгот. Вместе с тем следует подчеркнуть, что по сравнению с общим режимом налогообложения указанные специальные режимы являются в целом льготными для определенных секторов и отраслей российской экономики.

Специальные режимы могут использовать в налогообложении некоторые юридические лица и индивидуальные предприниматели. В основном такие системы признаны поддержать малый бизнес и корректно подойти к налогообложению.

Не все могут воспользоваться ЕНВД или УСНО. Законодатель прописывает ограничения в видах деятельности, в среднесписочном количестве трудящихся, в объеме оборотных активов и других ограничений.

Налогоплательщики, получившие возможность перейти на другие режимы, (за исключением общего) освобождаются от уплаты ряда налогов, получают возможность ведения «облегченного бухгалтерского учета» или неведение его вовсе.

Плательщикам особых режимов предоставляется определенная ставка налога, закрепленная Налоговым кодексом РФ. А если организация или индивидуальный предприниматель терпит убытки, налоговики разрешают уплатить минимальный налог.

Особую систему налогообложения представляют особые экономические зоны – это уникальные своего рода территории, где происходит объединение важнейших отраслей нынешней экономики: инновации, инвестиции, производство, реализация.

Резидентами таких зон предоставляется масса льгот. Особенно это касается налоговых привилегий. В частности освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество юридические лица. Особый порядок определения налога на прибыль ожидает резидентов особых экономических зон Калининградской области.

Особая ставка по ЕСН исчисляется для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа.

В целом такие привилегии становятся привлекательными для образования бизнеса на этих территориях.

В указанный период в составе региональных налогов и сборов начали действовать транспортный налог и налог на игорный бизнес (налоговые льготы отсутствуют); налог на имущество организаций.

Налог на имущество, земельный налог относятся к региональным налогам и сборам. Но все же порядок установления льгот закреплен в статье 56 Налогового кодекса РФ. Полномочия по предоставлению льгот принадлежат Федеральному Правительству.

Региональные и местные власти могут дополнительно предоставлять льготы отдельным группам налогоплательщиков или снижать по своему усмотрению.

По региональным налогам дополнительные льготы устанавливаются представительными органами субъектов РФ. В отношении местных налогов дополнительные льготы лежат на плечах муниципальных властей, представительных органов городов федерального значения г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Что же касается налога на прибыль, федеральные власти установили ставку в размере 24 %. Из нее 6,5 % поступает в федеральный бюджет, а 17,5 % – в региональный. Региональным властям предоставляется право уменьшить ставку, зачисляемую в их бюджет. Только ее размер не должен быть ниже 13,5 % (п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Так, можно планировать местонахождение своего бизнеса на любой административной территории РФ, где региональные и местные власти предоставляют наиболее выгодные условия, гарантии и льготы.

Социальная направленность государственного налогового регулирования будет существенно усилена, если развивать налоговые льготы молодым работникам – членам семей с детьми; молодым выпускникам вузов и колледжей в первые годы работы; работникам – членам многодетных семей; работникам, имеющим 1-й спортивный разряд и выше; работникам, поддерживающим стабильно хорошее состояние здоровья и непрерывающим работу по болезни. В сочетании с этими налоговыми льготами необходимы программные меры по усилению государственного финансирования рождаемости, массового детского и молодежного спорта, а также пропаганде здорового образа жизни населения.

Меры социального налогового регулирования опираются на финансовую базу, которая формируется от налогообложения большей, нельготной части населения. Перераспределение финансовых средств, полученных путем изъятия части доходов указанных физических и юридических лиц, позволяет государству решать важные социальные задачи в масштабах всего общества, несмотря на «недобор» некоторой части налогов с льготных категорий населения.

В то же время, решение об отказе от льготы может повлечь неблагоприятные налоговые последствия. Допустим, если среди работников организации есть инвалиды I, II, III группы, но она хочет отказаться от льгот по единому социальному налогу, тут нужно иметь в виду следующее. Сумма ЕСН учитывается как прочие расходы в целях налогообложения прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но можно ли учесть в расходах разницу, образовавшуюся за счет неприменения льготы? На первый взгляд, это можно сделать, поскольку по этому пункту учитываются налоги, начисленные «в соответствии с законодательством» РФ о налогах и сборах. А Налоговый кодекс РФ прямо допускает отказ от льготы. Следовательно, лишний налог тоже платится «в соответствии с законодательством». Но ведь любой расход должен быть экономически обоснованным (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Так что в случае налоговой проверки налогоплательщик должен быть готов обосновать экономическую выгоду своего отказа от льготы. Но такое обоснование, как трата рабочего времени бухгалтера, вряд ли здесь будет достаточным.

Поэтому если в рассматриваемой ситуации разница все же учтена в расходах, налоговики могут истолковать это как занижение налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, не вооружившись убедительными аргументами в пользу экономической обоснованности неприменения льготы, учитывать разницу в расходах по налогу на прибыль не стоит.

Налогоплательщик может заявить как об отказе от льготы, так и о приостановлении использования льготы. В случае отказа от льготы действие льготы прекращается на неопределенный период времени – до тех пор, пока в налоговую инспекцию вновь не будет сообщено о желании пользоваться льготой. А в заявлении о приостановлении использования льготы должен указываться период времени (налоговые периоды), на который берется приостановление. При этом налогоплательщик не сможет воспользоваться льготой до окончания периода, на который он приостановил ее действие. Приостановить использование льготы на срок меньше одного налогового периода нельзя (п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ). Поэтому налогоплательщик должен понимать, что отказ от льготы не может быть выборочным, зависеть, например, от того, кто выступает контрагентом.

Дело в том, что если налогоплательщик официально отказывается от льготы и платит налог без ее учета, то он уже не сможет потребовать впоследствии возврата переплаченной суммы. Ведь льготой он пренебрег по собственному усмотрению.

А вот если официального отказа не последовало, то всегда можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее. В таком случае налогоплательщик сможет применить льготу и за уже прошедший период. Для этого достаточно будет лишь произвести перерасчет налога, подать уточненные декларации и потребовать возврата (или зачета) переплаченной суммы.

Отказ от льготы – это право налогоплательщика, которое он использует по своему усмотрению (п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ), и налоговая инспекция не может обязать налогоплательщика отказаться от льготы.

Налогоплательщику выгоднее просто молча не применять льготу и не оформлять официального отказа от нее. В таком случае у отказника остается возможность в будущем «передумать». Кроме того, такой подход может оградить налогоплательщика от штрафов и пеней.

Формирование в России нового экономического уклада предопределило становление модели государственного регулирования, включающей эффективные методы и инструменты воздействия на трансформационные процессы. Одним из наиболее действенных инструментов, способствующим развитию рыночного механизма выступает система налогового стимулирования инновационной предпринимательской деятельности, направленная на снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего бизнеса, для создания которой необходимо совершенствование механизма налогообложения, минимизация негативно воздействующих на него внутренних и внешних факторов. В специальной литературе отмечается, что «основными внешними факторами, оказывающими воздействие на развитие и содержание такого сложного социального института, как налоговая система, являются: изменения бюджетной и налоговой политики государства, реформирование вертикали государственной власти, позитивное реформирование межбюджетных отношений, формирование и совершенствование правовой базы налогообложения, динамика социально-экономической ситуации в стране, развитие принципов и методов ведения эволюционирующего малого, среднего и крупного отечественного бизнеса, различные дестабилизирующие налоговую систему региональные и отраслевые факторы» Скорик Т. Основные направления совершенствования налогового администрирования в переходной экономике современной России // В сб. Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Волгоград. 2004. С.ЗОЗ.. Более того, налоговая система выступает одним из факторов роста эффективности экономической системы, достижение которого «проявляется лишь при условии согласования экономических интересов налогоплательщиков и государства» Маслова Д. Налоговый кодекс и налогообложение прибыли //Известия высших учебных заведений: Северо-Кавказский регион. №2. 2006. С.46..

Следует специально подчеркнуть, что приоритетным направлением современной системы налогообложения выступает реализация ее стимулирующей функции, как базового инструмента проводимой государством промышленной и инвестиционной политики. В этой связи важнейшей составляющей налоговой реформы должно стать формирование эффективной системы налогового стимулирования субъектов предпринимательства.

В настоящее время главным фактором, препятствующим развитию предпринимательства в нашей стране, является нестабильность системы налогообложения, высокая степень налоговой нагрузки на бизнес. Как справедливо отмечается в специальной литературе, «острота вопроса о реформировании системы налогообложения в России продиктована во многом тем, что российская налоговая система, формирующаяся с 1992 года, зачастую не отвечает принципам построения оптимальных налоговых систем. О какой равномерности и определенности может идти речь, если в Налоговый кодекс изменения вносятся 2-3 раза в год, часто задним числом... О простоте и удобстве налоговой системы говорить тоже сложно, так как происходит постоянное усложнение даже форм налоговых деклараций» Горобинская В. Процесс налогового регулирования как процесс реализации экономических интересов / В сб. Государственное регулирование трансформационных экономик. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 2003. С. 12..

В сложившихся условиях дефицита инвестиций и высоких рисков создание адекватной системы налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее сильных инструментов инвестиционного и инновационного развития. Как подчеркивается в литературе, «большая часть инвестиций в настоящее время делается самими предприятиями. А потому и следует законодательно расширить возможности инвестиционной деятельности за счет самих предприятий. В настоящее время эти возможности рассматриваются только в плане осуществления налоговой реформы» Малышев В. Актуальная проблема инвестиционной политики России // Экономическая наука современной России. №1. 2006. С. 101. i .

В этой связи необходимо создание эффективной системы стимулирования инвестиций, включающей два основных направления:

совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера Коновалова Т., Кузьмина Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности // Финансы. №6. 2005. С.40..

В рамках сложившейся в последние годы налоговой системы, основным элементом стимулирования деятельности субъектов хозяйствования выступает установление льгот по налогам и сборам, которые представляют собой предусмотренные законодательством преимущества при формировании налогового обязательства по сравнению с другими налогоплательщиками Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2003. С.89.. Налоговая льгота является эффективно действующим инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджете будущем. Это подтверждает опыт многих стран мира, которые через реализацию механизма налоговьщ льгот стимулировали развитие экономики.

Предусмотренные законодательством многих зарубежных стран налоговые льготы выступают инструментом проведения государством эффективной экономической политики, способствуя развитию приоритетных отраслей общественного производства. Позитивный опыт налогообложения в экономически развитых странах свидетельствует о том, что в системе налогового стимулирования механизм предоставления дополнительных льгот используется значительно шире, чем в России.

Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике. В последние годы сложилось также неоднозначное отношение российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот в современной политике налогового реформирования.

Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

В налоговом законодательстве должны быть четко определены элементы структуры налога (в НК РФ - элементы налогообложения), то есть все основные внутренние составляющие условия и правила его взимания. Неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки всей совокупности элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения (обхода) от налога его плательщиками на законных основаниях; во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. Значимость элементов налога (налогообложения) выражается в том, что в случае неопределения или нечеткого определения хотя бы одного из них нельзя считать окончательным правовой факт установления обязательства для налогоплательщика по уплате налога (сбора).

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и системой налоговых трансфертов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

В НК РФ (ст. 56) дается определение налоговых льгот. При этом, в отличие от ранее действовавшего Закона об основах налоговой системы, в котором запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер, в Кодексе предусматривается в исключительных случаях возможность установления нормативными актами законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления индивидуальных льгот в части, соответственно, федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, они рассматривают их лишь как возможные способы изменение срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. Результатом такого ошибочного, на наш взгляд, теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возможностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов как форм налогового льготирования. К тому же на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) платежа, и налоговый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию налоговой льготы, согласно Кодексу.

Все налоговые льготы можно разделить на 3 основные укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования, в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

Рассмотрим более подробно экономическое содержание, характерные особенности и состав названных выше 3-х основных укрупненных групп налоговых льгот.

Несмотря на большое разнообразие своего состава, первую группу льгот можно объединить под общим названием налоговых освобождений, в которую входят:

Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы.

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т.д.) применяется в основном по отношению к личным налогам, реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц.

Возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах. Как налоговая льгота также предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей или уплата в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы - это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, поскольку направлено на уменьшение налоговых обязательств по группе в целом, по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности.

Образование консолидированной группы налогоплательщиков необходимо рассматривать с разных сторон, а не только с позиций текущих интересов бюджета. Во-первых, право на консолидацию (сложение доходов и убытков, зачет как внутрифирменный оборот передачи доходов и товаров между материнским и дочерними предприятиями) действительно широко используется в рыночно развитых странах в качестве налоговой льготы инвестиционного характера. Во-вторых, это эффективный рыночный метод концентрации капитала и санации малорентабельных и убыточных предприятий при условии рационального и целевого использования финансовых ресурсов, высвободившихся в результате экономии на налогах. Для того чтобы механизм консолидации эффективно работал, необходимо установить на первых порах, что право на образование консолидированной группы налогоплательщиков может возникнуть только в результате слияния или привлечения в холдинговую компанию (концерн и т.п.) убыточных и низкорентабельных предприятий при двух обязательных условиях: первое - доля участия головного предприятия в каждом дочернем предприятии - более 50%; второе - направление высвободившихся от экономии на налогах средств на экономическую санацию убыточных предприятий и на производственное развитие предприятий - участников консолидированной группы. Со временем права на образование таких групп могут быть расширены путем снятия или смягчения ограничений С.В. Барулин, А.В. Макрушин. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Саратов, 2007г. .

Согласно действующему в Российской Федерации налоговому законодательству, к числу налоговых льгот относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налога); прочие льготы.

Практика налогообложения в Российской Федерации показывает, что до принятия Налогового кодекса в налоговом законодательстве были закреплены только последние два вида льгот, которые имели очень узкую сферу применения. Основными методами налогового стимулирования являлись метод ускоренной амортизации, а также предоставление «налоговых каникул» по налогу на прибыль.

В Налоговом кодексе РФ нашли отражение некоторые меры стимулирующего воздействия на развитие экономики. В частности, предусмотрено начисление амортизации нелинейным методом, а также введение системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, согласно которой устанавливается специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности при выполнении соглашения.

Развитию предпринимательства способствует такая форма налогового стимулирования как снижение ставки налога на прибыль до 24%, однако отмена одновременно с ее понижением льготы по уменьшению налогооблагаемой прибыли до 50% на сумму произведенных капиталовложений является, на наш взгляд, не эффективной, поскольку препятствует стимулированию инвестиций и развитию инновационного потенциала отечественных предприятий. Более того, исключив льготы при налогообложении прибыли, государство фактически самоустранилось от стимулирования инвестиций налоговыми методами.

Вместо инвестиционной льготы в Налоговом кодексе предусмотрен ускоренный режим амортизации, который регламентирует порядок ее начисления не от первоначальной, а от остаточной стоимости амортизируемого имущества, что снижает налоговую нагрузку за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в первые годы эксплуатации основных средств. Вместе с тем, большинство исследователей проблем налогообложения настаивают на восстановлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль Коновалова Т., Кузьмина Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности // Финансы. №6.2005. С..42..

Согласно статье 395 НК РФ, от уплаты налогов могут быть освобождены:

· Религиозные организации. Они не платят налог на землю, на которой расположены их строения и сооружения.

· Уголовно - исполнительные и исправительные учреждения. Они могут не платить земельный налог за те территории, на которых они расположены.

· Объекты особого мобилизационного назначения (аэродромы, полигоны и военные базы).

· Научные организации Российских академий.

· Организации инвалидов всероссийского значения.

· Предприятия, занимающиеся обслуживанием автомобильных дорог.

· Организации, которые занимаются художественными промыслами (в отношении земельного налога).

· Национальные меньшинства Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они не платят земельный налог за те территории, которые предполагается воссоздание их традиционного быта, национальной культуры и ремесел.

Физическим лицом называется отдельно взятый человек, который является субъектом права. В НК РФ четко обозначено кому предоставляются налоговые льготы и дана их подробная классификация. Для обычных граждан РФ доступны следующие виды льгот:

1. Стандартные налоговые вычеты. Это льгота, снижающая налог на доходы физических лиц. Предоставляются данные вычеты ветеранам боевых действий, участникам ВОВ, ликвидаторам аварии на ЧАЭС и пострадавшим вследствие этой аварии, родителям, опекунам и попечителям, на обеспечении которых находятся дети. К данным вычетам относятся налоговые льготы для пенсионеров, налоговые льготы для ветеранов труда и налоговые льготы для многодетных семей. Размер такого вычеты зависит от категории физического лица и от количества детей в семье (для родителей и опекунов). Например,

· данные вычеты ветеранам боевых действий, участникам ВОВ составляют 500 рублей;

· Чернобыльцам и инвалидам ВОВ – 3 000 рублей;

· Родителям, имеющим одного или двух детей – 1400 рублей, трех и более и детей – инвалидов – 3 000 рублей.

Для оформления данного вида вычетов нужно обратиться либо непосредственно к работодателю, либо в местное отделение налоговой службы, где вместе с подачей отчета за прошедший год, нужно написать заявление на получение данной налоговой льготы, предоставив при этом документы, подтверждающие право на ее присвоение. Это ксерокопии, удостоверяющие личность (паспорта и свидетельства о рождении детей), документы, подтверждающие особые статусы и категории (ЧАЭС, ВОВ, инвалидность), свидетельство о браке. Сроком подобного вычета является последний день месяца со дня подачи заявления.

2. Социальные налоговые вычеты. Это один из видов налоговых льгот, который предоставляется для погашения расходов, которые пошли на различные социальные нужды. Например:



· Занятия благотворительностью. Данный вид льгот может быть предоставлен научным организациям, учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной политики и религии, а также школам и детским садам. Размер данной льготы соответствует количеству средств, потраченных на благотворительность. Но данная сумма не должна превышать 25% всех доходов за последний налоговый год.

· Получение образования. Подобная льгота предоставляются родителям, опекунам и попечителям, дети которых получают обучение (до 24 лет), или лицам, которые сами обучаются. Размер данной льготы соответствует сумме, потраченной на обучение, но не превышает 50 000 рублей.

· Медицинское обслуживание. На данную льготу могут претендовать практически все физические лица. Социальные льготы в 2016 году по этому направлению пропорционально соответствуют сумме, потраченной на лечение (но не более 50000 рублей)

Для получения данного вида льгот нужно обратиться в налоговое представительство по месту жительства, подать заявление и документы, которые гарантируют право на данную льготу. Это чеки и другие документы, подтверждающие расходы и справка о доходах по форме 2-НДФЛ. Льготным налоговым периодом признается один календарный год.

3. Имущественные налоговые выплаты, которые согласно ФЗ РФ «О налоге на имущество физических лиц», являются самыми распространенными среди граждан. Право на эту льготу имеют граждане РФ, которые купили или построили здесь жилье. Так как многие из таких лиц покупают жилье в ипотеку, то для этих целей существуют специальные налоговые льготы при ипотеке. Они распространяются на многие категории граждан, такие как инвалиды и участники ВОВ, молодые и многодетные семьи, инвалиды или семьи, воспитывающие инвалида.



4. Размер подобных выплат исчисляется из 13% цены жилья на момент его покупки или 13% процентов по ипотечному кредиту. Но они не могут превышать 390 000 рублей.

Оформить имущественный налоговый вычет с 2016 года можно не дожидаясь нового финансового года. Для этого нужно обратиться в налоговую инспекцию, написать заявление и предоставить следующие документы: договор купли - продажи, чеки и документы, подтверждающие затраты определенных средств на строительство и ремонт жилья, и справку в форме 3-НДФЛ. Сроки подобных вычетов - от 1 до 3 лет.

5. Инвестиционные налоговые вычеты, которые предоставляются лицам, имеющим индивидуальные инвестиционные счета и положительные финансовые результаты за определенный платежный период. Данный вычет соответствует той сумме, которая была внесена за предыдущий финансовый год. Но размер данной льготы не должен превышать 400000 рублей. Для получения этой помощи нужно предоставить в орган налоговой службы декларацию 3-НДФЛ. Сроки выплат – один налоговый год.

6. Профессиональные налоговые вычеты – это возврат суммы, которую потратил налогоплательщик на определенные цели, и смог это документально подтвердить. Данную льготу могут получить юристы, владельцы интеллектуальной собственности, нотариусы и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Данные категории могут получить льготу в размере 20% полученного ими дохода.

7. Для получения данного инвестиционного вычета нужно обратиться с заявлением к налоговому агенту, предоставив ему декларацию в форме 3-НДФЛ. Все это налогоплательщик обязан сделать до 30 апреля. И уже до 15 июня он получит желаемую сумму.

8. Освобождение от уплаты налога в случае двойного налогообложения. От второго платежа освобождаются резиденты РФ, заплатившие налоги за ее пределами, и лица, которые не являются налоговыми резидентами РФ и желают освободиться от уплаты налогов в ней. Для ее получения нужно обратиться в МНС РФ и представить соответствующие документы о том, что платежи налогов произведены в другом государстве. Повторно в РФ налоги с такого человека взиматься не будут.

Региональные налоговые льготы

Помимо общегосударственных вычетов существуют региональные налоговые льготы, действующие в отдельных районах России. К наиболее распространенным относятся:

· Льготы на земельный налог, который распространяется на инвалидов I и II группы и инвалидов детства, Героев соц. труда и героев России, кавалеров ордена Славы, ветеранов и инвалидов ВОВ и ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Размер данной выплаты соответствует 100 000 рублей на каждого. Оформляются данные льготы нужно обычным способом, путем обращения в налоговую своего микрорайона.

· Льготы по уплате транспортного налога предоставляются ветеранам и инвалидам ВОВ, участникам боевых действий, Героям Советского Союза, РФ, Социалистического Труда, инвалидам I и II групп и чернобыльцам, пенсионерам, чьи машины имеют мощность до 150 лошадиных сил. Данные категории в этом отношении не подвергаются налогообложению.

Департамент финансов города Москвы по порядку применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 1 статьи 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» сообщает следующее.

I. По вопросу применения налоговой льготы в отношении объектов недвижимого имущества площадью менее 300 кв. метров.

Налоговая льгота в части уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика распространяется и на собственника недвижимого имущества, имеющего объект недвижимости площадью менее 300 кв. метров. При этом в отношении такого объекта недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю.

Указанная льгота предоставляется в отношении одного объекта недвижимого имущества по выбору налогоплательщика. В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, относятся, в частности, отдельные помещения в административно-деловых и торговых центрах. Таким образом, в случае если налогоплательщик имеет в собственности два и более помещений в одном или нескольких административно-деловых и торговых центрах общей площадью менее 300 кв. метров, он имеет право применить данную льготу только в отношении одного из помещений по своему выбору.

II. В отношении условий применения рассматриваемой налоговой льготы.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия «субъект малого предпринимательства», при определении права на применение льготы необходимо руководствоваться критериями отнесения хозяйствующих субъектов к малым и микропредприятиям, установленными статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Одновременно, согласно пункту 4 названной статьи федерального закона категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год выше или ниже установленных законом предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Учитывая порядок изменения категории субъекта малого предпринимательства, а также то, что условием предоставления рассматриваемой налоговой льготы в текущем финансовом году является средняя численность работников налогоплательщика за предшествующий налоговый период, считаем достаточным истребование документов, подтверждающих среднюю численность работников, за налоговый период.

При этом определение средней численности работников может осуществляться в порядке, предусмотренном подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для применения упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, указанный показатель отражается в сведениях о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которые согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

III. В отношении вопроса об определении трех календарных лет, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению.

Согласно пункту 3 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации календарный год не является любым периодом времени, состоящим из 12 месяцев, следующих подряд. Принимая во внимание, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, три календарных года, предшествующих налоговому периоду, определяются как три календарных года, которые предшествовали календарному году, в котором налогоплательщик планирует использовать льготу по налогу на имущество организаций. Например, для налогоплательщика, который планирует использовать указанную льготу в 2014 году (или за отдельный квартал 2014 года), тремя предшествующими календарными годами являются 2011, 2012 и 2013 годы.

Заместитель руководителя Департамента
финансов города Москвы
_____________А.Ю. Коваленко

Налоговое законодательство Российской Федерации предоставляет физическим лицам различные налоговые льготы .

Они предоставляются с целью улучшить материальное положение и повысить меры социальной защиты граждан в различных жизненных ситуациях.

Определение понятия

Налоговая льгота – это освобождение физического лица от уплаты налога на определенное имущество или с определенной суммы.

Освобождение может быть полным и предоставляться в течение всей жизни, а может применяться сниженная ставка , либо налогом не будет облагаться только определенная сумма.

Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих видах :

Все вышеперечисленные виды налоговых льгот могут применяться в следующих случаях , если физическое лицо:

  • относится к определенной категории граждан или имеет определенный статус;
  • получает доход, с которого можно не платить ;
  • тратит денежные средства на определенные цели и ему с этой суммы;
  • имеет объект движимого или недвижимого имущества, который в силу особых обстоятельств не подвергается налогообложению.

Применение налоговых льгот не является обязательным и лицо, которому они положены, самостоятельно решает подавать ему документы для их предоставления или нет.

Классификация

Все налоговые льготы, которыми может воспользоваться физическое лицо, прописаны в основном документе, регулирующем налоги – Налоговом Кодексе .

Налоговые вычеты

Это вид налоговой льготы, которая позволяет не платить налог с суммы , направленной на определенные цели, при условии, что она уже уплачена. То есть гражданин оплачивает нужды, которые подпадают под данную категорию, а затем представляет документы, удостоверяющие это, и его доход в пределах указанной суммы освобождается от НДФЛ.

Налоговые вычеты бывают следующих видов :

На имущество

Налоговый Кодекс предполагает уплату налога с любого имущества, которым владеет физическое лицо. Но в тоже время данное имущество может быть изъято из перечня объектов, которые подвергаются налогообложению.

Основные налоги на имущество:

Все вышеуказанные льготы могут предоставляться на постоянной основе либо на определенный период, пока не исчезнут обстоятельства их вызвавшие.

Все виды налоговых льгот будут предоставляться только при наличии заявления. Некоторые будут предоставлены только за один период, а некоторыми можно воспользоваться сразу за несколько периодов (лет).

Для кого применяются

Налоговые льготы могут предоставляться гражданам относящиеся к определенным категориям, а могут предоставляться в связи с особым статусом предмета налогообложения.

Особые категории граждан :

  • по возрасту и находящиеся на льготных пенсиях;
  • Военнослужащие и ;
  • Граждане, имеющие ;
  • Имеющие звание ;
  • Граждане, участвовавшие в ликвидации последствий атомных катастроф (Чернобыльская АЭС, завод «Маяк»);
  • участвовавшие в ;
  • Супруги граждан, погибших при исполнении военного долга и. т.д.

Этот перечень не является исчерпывающим, его могут дополнять на местном уровне.

  1. Любое жилое помещение или его доля, при условии, что гражданин их приобретший ранее не получал вычет, либо получал его после 2013 года и не выбрал сумму в 2 000 000 рублей;
  2. Жилое помещение, приобретенное с помощью . Налогом не облагается сумма выплаченных процентов по этому кредиту, она ограничена 3 000 000 рублей;
  3. Автомобиль, освобождается от налога в некоторых регионах, если он не имеет нужного количества лошадиных сил. Также освобождается от налогообложения сумма, вырученная за продажу этого имущества, если она соответствует следующим условиям:
    • не превышает 250 000 рублей;
    • была в собственности продавца более 3 лет;
    • сумма продажи меньше или равна сумм приобретения.

Что необходимо для оформления

Для того, что бы получить налоговые льготы и освободиться от уплаты налога с того или иного объекта физическое лицо обязано подать документы в налоговую службу . Исключение из этого правила составляют стандартные налоговые вычеты, для их получения заявление и необходимый пакет документов предоставляют работодателю.

Документы , которые могут понадобиться при получении налоговых льгот, которые положены определенным категориям граждан:

То есть для предоставления налоговых льгот в этом случае нужно будет подтвердить принадлежность гражданина к льготной категории.

Если налоговая льгота испрашивается в связи с тем, что объект налогообложения можно изъять из налогооблагаемого перечня, то могут понадобиться следующие документы :

  1. Свидетельство о праве собственности;
  2. Технический паспорт на автомобиль;
  3. Договор купли-продажи;
  4. Договор оказания медицинских услуг;
  5. Договор на осуществление образовательной деятельности;
  6. Кредитный договор на покупку жилого помещения.

Этот список также может дополняться в случае необходимости.

Получение налоговой льготы не составит труда, если гражданин имеет на это право и предоставит весь пакет необходимых документов.

О том, какие существуют льготы при оплате налогов, смотрите в следующем видеосюжете:

2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.