Обязательное социальное страхование основные понятия. Социальное страхование, его понятие и виды. Социальное страхование: понятие, виды, принципы организации

Наиболее полное определение понятия «социальное страхование», на наш взгляд, дается в Законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В ст. 1 Закона предусмотрено: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Правовую базу обязательного социального страхования составляют: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования).

Однако налицо незавершенность формирования и несовершенство правовой базы социального страхования.

По мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения.

Предпосылки страхования заложены уже в самих основах человеческого бытия, в общении между людьми Мелехин А.И. Что нужно знать об обязательном социальном страховании. - М., 2011. - С. 12..

Жизнь и здоровье человека, равно как и судьба принадлежащего ему имущества, находятся в прямой зависимости от самых различных по характеру, часто непредвиденных и неотвратимых событий. Имеются в виду бури и наводнения, извержения вулканов и землетрясения, пожары, град и ливни, засухи, эпидемии, а также войны, революции, негативные следствия развития техники.

В еще большей степени подвержено последствиям этих и многих других неодолимых и вредоносных событий то, что именуется предпринимательской деятельностью. Речь идет о судьбе материальных объектов, с которыми связана эта деятельность, - зданий, сооружений, оборудования, сырья и готовой продукции, а равным образом о недостижении конечной цели соответствующей деятельности - получения ожидаемой прибыли.

В.К. Райхер, раскрывая особое значение страхования для общества, обратил внимание на различие двух способов борьбы со стихийными бедствиями: «Одни из них направлены к тому, чтобы предупреждать стихийные бедствия, не допускать самого возникновения их» Райхер В.К. Государственное страхование в СССР. - М., 1998. - С. 5.. Это - превентивные (предупредительные) мероприятия. Другие - на скорейшую ликвидацию уже возникшего стихийного бедствия, на уменьшение его вредоносности. Такая борьба называется репрессивной. Однако наряду с «превенцией» и «репрессией» возникает потребность и в восстановлении причиненных этими бедствиями хозяйственных потерь, для чего, в свою очередь, необходимо иметь соответствующие ресурсы. Имея в виду это обстоятельство, В.И. Серебровский справедливо выделил и еще одну сторону страхования: «...в качестве способа элиминирования или ограничения риска страхование приводит к ряду последствий, чрезвычайно важных для отдельного человека и для всего народного хозяйства. Страхование дает возможность частному хозяйству восстановить погибшие или поврежденные материальные ценности (при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Страхование может также дать человеку материальное обеспечение в случае утраты им или близким ему лицом способности получать средства к существованию (при временной потере трудоспособности, достижении преклонного возраста, в случае смерти и т.д.) или в случае возникновения для него обязанности какой-либо уплаты (при гражданской ответственности за причиненный вред и др.). Но роль страхования этим не исчерпывается. Элиминируя или ослабляя момент риска, страхование тем самым дает носителю хозяйственной деятельности - человеку - возможность с уверенностью взирать в неизвестное будущее. Таким образом, страхование имеет и моральное значение: оно стимулирует активность человека» Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. - М., 1999. - С. 434..

И все же особенно удачной нам кажется оценка значимости страхования, сформулированная в свое время экономистом А.Я. Антоновичем: «Задача страхования состоит в том, чтобы физически разрушенное имущество превратить в экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемой капитальную ценность, несмотря на разрушаемость ее физических свойств» Антонович А.Я. Курс политэкономии // Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. - Киев, 1986. - С. 652 - 653..

Лишенные возможности оказать воздействие на сами события, люди всегда были и остаются озабочены тем, как предотвратить или хотя бы смягчить негативные последствия таких событий. Простейшая реакция на возможность наступления событий и их вредоносного результата выражается в стремлении «отложить на черный день», имея в виду под последним весь перечень указанных выше угроз - от болезни и до пожара или войны. Так поступают, например, и в наше время граждане, которые используют для этой цели депозитный счет в сберегательном банке, или предприятия, создавая у себя различного рода материальные резервы Борроу К. Основы страховой статистики. - М., 1996. - С. 3.. Особенность такого «откладывания» состоит в том, что само по себе оно не способно уберечь от соответствующих потерь: покрывать их приходится в подобных случаях хотя и отложенным «про запас», но все же собственным имуществом. Неудивительно поэтому, что много веков назад у человека родилось желание объединить часть принадлежащего ему имущества с имуществом других лиц, превратив все, что собрано таким образом, в источник покрытия потерь от различного рода несчастных случаев, которые могут произойти с кем-либо из них. Прямым поводом к такому объединению послужила прежде всего вероятность события - то, что оно может произойти или не произойти, а если непременно произойдет, как, например, со смертью человека, - то либо раньше, либо позже.

Тем самым была воплощена в жизнь идея распределения риска между определенным числом лиц, благодаря чему потери становятся менее чувствительными или вообще нечувствительными для того, у кого они в действительности произошли.

В научной литературе наряду с мнением о признании страховой услуги объектом гражданских прав существует и другое: о наличии особого объекта страхового правоотношения - страхового интереса как разновидности имущественных благ, существующего наряду с вещью, услугой, работой и другим объектами, определенными ст. 128 ГК РФ Белых В.С. Государственное регулирование страховой деятельности // Предпринимательское право России. - 2008. - № 5. - С. 52 - 53.. В настоящее время, несмотря на наиболее разделяемую точку зрения об отношении договоров страхования к обязательствам по оказанию финансовых услуг Суханов Е.А.Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2. - М., 2002. - С. 138., вопрос о месте договоров страхования в системе гражданско-правовых обязательств остается дискуссионным, что обусловливает актуальность нашего к нему научного интересаВ обоснование позиции того, что страхование ни с экономической, ни с правовой точки зрения не относится к деятельности по оказанию услуг, а договор страхования - к разновидности договора оказания услуг, А.И. Худяков приводит следующие доводы. Во-первых, с его точки зрения, «страхование не значится ни в перечне тех услуг, которые охватываются действием договора оказания услуг, ни в перечне тех услуг, которые регулируются самостоятельными видами договоров. Это означает, что договор страхования вообще не относится ни к одной из разновидностей договоров оказания услуг, а само страхование нельзя рассматривать в качестве услуги» Худяков А.И., Демидова Г.С. Основы страхового права. - Челябинск, 2004. - С. 224.. Однако следует заметить, что среди обязательств, на которые действие главы 39 ГК РФ не распространяется, не упоминается не только договор страхования, но и договор агентирования, что было бы вполне логично, поскольку он представляет собой комбинацию правовых отношений, осуществляемых по модели либо договора комиссии, либо поручения, которые законодатель отнес к группе обязательств об оказании услуг. Таким образом, аргумент, приведенный А.И. Худяковым, свидетельствует, на наш взгляд, только о том, что позиция законодателя в определении границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового урегулирования еще не устоялась, и не более того Иванов А.А. Обязательства по оказанию услуг. - М., 1999. - С. 545.. В качестве второго аргумента в обоснование своей позиции А.И. Худяков полагает, что «с точки зрения общераспространенного понимания термина «услуга», охватывающего собой «действия, приносящие помощь другому», страхование можно отнести к разновидности услуги. Но с равным основанием к ней можно отнести едва ли не все виды обязательств, охватываемых Гражданским кодексом».

Некоторые пояснения по поводу выдвинутого тезиса следует дать с позиции теории объекта правоотношения, разделяемой многими учеными. По мнению В.А. Тархова, объектами гражданских правоотношений, т.е. благами, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения, могут быть вещи, действия (бездействие) и нематериальные блага Тархов В.А. Гражданское право. Ч. 1. Курс. - М., 2007. - С. 129.. Объектами относительных гражданских прав, продолжает автор, которые могут быть осуществлены лишь при определенном поведении обязанных лиц, «всегда являются действия этих лиц. В тех случаях, когда действия должников направлены на передачу вещей, эти вещи называются предметом договора. Например, объектом договора купли-продажи выступают действия продавца по передаче вещи, а предметом договора - продаваемая вещь (ст. 454 ГК РФ). Если действия должника не связаны с передачей вещи, то они носят название работы или услуги». Данная позиция поддерживается и в трудах других ученых, которые при рассмотрении различных видов договоров разделяют объект первого рода (действия) и объект второго рода (товар, работу или услугу) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. - М., 1997. - С. 224.. Представляется, что при таком подходе услуга как «действие» охватывает не «все виды обязательств», как считает А.И. Худяков, а только обязательства по оказанию услуг, так как эти действия не связаны с передачей товара или выполнением работ.

Еще один довод А.И. Худякова заключается в том, что «в узком, или специальном, своем значении, которое применяется в гражданском праве, к услугам относятся лишь те услуги, которые носят нематериальный характер». С этим трудно спорить, но и не нужно, так как страховая услуга является нематериальным благом. М.Я. Шиминова отмечает, что «наиболее распространенным является мнение, согласно которому под услугой понимается деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных потребностей, создание определенных удобств для граждан и организаций, результат которой не имеет овеществленного выражения. Полагаем, что деятельность страховых организаций вполне подпадает под такое определение» Шиминова М.Я. Основы страхового права России. - М., 1993. - С. 20 - 21..

Н.В. Корнилова также считает, что «деятельность страховой организации - это деятельность, не связанная с созданием материальных благ» Корнилова Н.В. Развитие страховых понятий в современном законодательстве. - Хабаровск, 2002. - С. 24.. Следовательно, и третий аргумент предложенной концепции также несостоятелен. В завершение своих рассуждений А.И. Худяков делает вывод, что «в процессе осуществления страхования страховщик оказывает страхователю не услугу, а осуществляет его страховую защиту, которая материализуется в выплате страхового возмещения или страховой суммы». В связи с этим следует обратить внимание на следующее. Объясняя смысл теории страховой защиты, автором которой является сам А.И. Худяков, исследователь поясняет: «Страховая защита реализуется в рамках конкретного правоотношения, где страховщик оказывает за обусловленную плату страхователю или иному назначенному им лицу услугу в виде страховой защиты. Страховую защиту нельзя сводить к страховой выплате. Страхователь платит не за страховое возмещение или страховую сумму, которую неизвестно, получит он или нет. В равной мере страховая защита еще не есть возмещение убытков (при имущественном страховании) или вреда (при личном страховании), причиненных страховым случаем».

Возникает вопрос: в каком случае позиция автора более обоснованна? Думается, что в последнем. На наш взгляд, следуя теории страховой защиты, вполне обоснованно считать, что страховая услуга - это услуга по социальной защите, и аргументы, приводимые А.И. Худяковым о том, что «страховая защита имеет три аспекта: юридический, материальный и психологический», являются подтверждением того, что страховая услуга - это специфическая услуга особого рода.

Юридический аспект этой услуги выражается в наличии страхового обязательства, который включает в себя обязанность страховщика провести страховые и иные выплаты при наступлении обстоятельств (юридических фактов), с которыми закон или договор связывают возникновение у страховщика обязанности произвести такие выплаты (в частности, наступление страхового случая). Материальный - находит свое выражение во всякого рода выплатах, которые производит страховщик при наступлении страхового случая. Психологический - в достижении страхователем чувства защищенности от превратности судьбы. А.И. Худяков поясняет: «И это ощущение защищенности, приобретаемое вместе с заключением договора страхования, имеет самостоятельную ценность, входит в стоимость как самого страхования, так и платы за него. При этом страхователь, заключая договор страхования и выплачивая страховщику страховую премию, заведомо знает, что страховой случай может не произойти и никаких страховых выплат ему получать не придется. Но тем не менее он идет на заключение этого договора, вовсе не считая, что деньги могут быть израсходованы впустую, потому что чувство покоя и уверенности в завтрашнем дне имеет для него самостоятельную ценность» Худяков А.И., Демидова Г.С. Указ. соч. - С. 14..

В своем исследовании Т.М. Рассолова приходит к выводу, что «страховая услуга представляет собой товар, не являющийся материальным продуктом и отражающий результат взаимоотношений страховщика со страхователями по удовлетворению их запросов. Она имеет количественные и качественные параметры. Это объем услуги, определяемый размером страховой суммы, и цена услуги, отражаемая в тарифной брутто-ставке» Рассолова Т.М. Страховое право. - М., 2008. - С. 147.. К этому же выводу приходит и А.И. Худяков, однако, не желая признавать страховую защиту гражданско-правовой услугой. По его мнению, страховая защита имеет все атрибуты товара (как экономической категории), включая наличие рыночной меновой и потребительской стоимости. А это есть не что иное, как определение услуги в социально-экономическом аспекте Баринов Н.А. Услуги. Саратов, 2003. - С. 9..

Еще на что хотелось бы обратить внимание в дискуссии по поводу страховой услуги как объекта гражданских прав это на страховой (имущественный) интерес как новый, не поименованный в ст. 128 ГК РФ объект гражданских прав. Страховой интерес - это интерес страхователя в получении услуги по страховой защите. Г.Ф. Шершеневич понимал под объектом права все то, что может служить средством осуществления интересов, к которым он относил: а) вещь, т.е. предметы материального мира; б) действие других лиц, состоящее в передаче вещи, в личных услугах, в предложении своей рабочей силы Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). - М., 1995. - С. 94 - 95.. Так, может быть, средством удовлетворения страхового интереса служат действия об оказании страховой услуги, и стоит ли в этом случае вносить изменение в ст. 128 ГК РФ? Думается, что нет.

Таким образом, представляется, что наиболее убедительной является позиция, в соответствии с которой страховая услуга представляет собой услугу по страховой защите граждан и организаций, услугу особого рода, которую страховщик оказывает страхователю и которая воплощается в несении страхового риска в пределах страховой суммы.

Вместе с тем следует также ответить на вопрос, все ли услуги по страховой защите следует считать социально-страховыми услугами, опосредуемыми договорами страхования. Очевидно, нет. Принимая во внимание наше определение социальной услуги, связанное с идеей социального содействия Барков А.В. Гражданская модель рынка социальных услуг // Юридический мир. - 2007. - № 11. - С. 48. как объекта гражданских прав в том, что она оказывается лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека, следует сделать предположение, что данные отношения могут возникнуть только в определенных случаях, имеющих в страховом праве название «страховые случаи». Представляется, что с учетом особого субъектного состава отношений перечень этих страховых случаев определен в ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». К ним относятся: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социальных страховых рисков (страховых случаев) в соответствии со ст. 8 настоящего Закона предоставляется страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию в виде различных пенсий и пособий. Однако данные страховые отношения признать гражданско-правовыми не представляется возможным по следующим основаниям. Во-первых, эти отношения, тесно связанные с трудовыми, регулируются специальным социальным страховым законодательством, которое представляет собой самостоятельный институт публичного законодательства. В связи с этим на социально-страховые отношения не распространяются действия гл. 48 ГК РФ. Во-вторых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, так как его осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 13 Закона «Об основах обязательного социального страхования»). В-третьих, бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами, и в случае нехватки в финансовой системе денежных средств Правительство РФ предусматривает дотации. В-четвертых, Налоговым кодексом взносы в соответствующие фонды социального страхования отнесены к платежам налогового характера (ст. 13 НК РФ), используемые при их неуплате санкции также носят публично-правовой характер. Таким образом, обязательное социальное страхование, несмотря на некоторые сходные черты с гражданско-правовым институтом страхования (применение некоторых общих терминов), нельзя рассматривать как одноплановые явления, составляющие единую систему, так как институты обладают известной автономией. По мнению ученых, «отношения по социальному страхованию обособились от гражданско-правовых подобно тому, как трудовой договор когда-то выделился из гражданско-правовых договоров найма» Свит Ю.П. Договор страхования. - М., 2004. - С. 633 - 634..

На наш взгляд, применяемый термин «страховая услуга» в отношении обязательного социального страхования неудачен. Ранее эти отношения мы определили в публично-правовой блок, регулируемый нормами права, который мы обозначили термином «социальная поддержка». Представляется, что термин «страховая услуга» в отношении обязательного социального страхования, имеющий публично-правовую природу, был бы более корректен в случае переименования в социальную поддержку. Еще одним аргументом в обосновании позиции является то, что отношения в обязательном социальном страховании происходят без мобилизации внутреннего ресурса личности, находящейся в трудной жизненной ситуации, и поэтому признать их социально-страховой услугой невозможно. Это социальная поддержка.

Другое дело, когда страховые отношения в аналогичных страховых случаях, определенных в ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», возникают на добровольной основе, в дополнение к обязательному социальному страхованию. В данной ситуации эти отношения имеют частноправовую природу, являются отношениями по оказанию социально-страховых услуг, связанных с идеей социального сопровождения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время к отношениям по добровольному социальному страхованию, которые в контексте исследования следует рассматривать как отношения по оказанию социальных услуг, легально относятся негосударственное пенсионное и добровольное медицинское страхование, опосредуемые соответственно договорами негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования и другими, входящими в сферу личного страхования граждан, что обусловливает их дальнейшее более серьезное исследование.

Понятие «обязательное социальное страхование» раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию Шиминова М.Я Страхование - неотъемлемый компонент рыночной экономики // Хозяйство и право. - 1994. - № 9. - С. 39..

Социальное страхование представляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорами страхования отношений между гражданами - застрахованными лицами (выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственными организациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимного страхования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованных лиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социального положения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных законом и/или договором страхования событий (страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).

В исследовании социально-страховых рисков, социального положения гражданина и его изменения при страховом случае неизбежно возникает вопрос, как и на что воздействует этот случай, то есть о предмете и объекте страхования. Вопрос предмета и объекта социального страхования пока не нашел должного его освещения в работах исследователей проблем страхования. С.Ю. Янова Янова С. Ю. Страхование. - М., 2002. - С. 3., например, считает, что «предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:

· временная нетрудоспособность в результате болезни, травмы, беременности и родов, ухода за членами семьи;

· постоянная нетрудоспособность в результате инвалидности и старости;

· потеря трудового дохода в связи с безработицей - невозможностью трудоустройства;

· потеря дохода семьи в случае смерти кормильца для иждивенцев;

· возникновение непредвиденных расходов в случае оплаты медицинских услуг, рождения и воспитания ребенка, оплаты ритуальных услуг по погребению».

В основном перечисленные этим автором риски - это последствия проявления рисковых событий. Социальный риск и предмет социального страхования, самостоятельные понятия, и отождествление последнего с первым является неправомерным с позиций научного метода. При определении понятия предмета социального страхования необходимо исходить из того, на что непосредственно воздействуют социально-страховые риски применительно к положению и интересам гражданина (или граждан), которые имеют для него (для них) важное жизненное значение.

Для граждан (их семей) важны и наиболее ощутимы прежде всего социальное положение, материальный уровень и качество их жизни. Но как видно из указанных выше сущности, основного содержания этих понятий, они являются результатом реализации интересов и материальных, нематериальных потребностей граждан в условиях общественных форм жизнедеятельности социальных видов субъектов общества. Непосредственно же неблагоприятные события (страховые случаи) воздействуют, как уже указывалось, на определённые объекты разных видов имущества, на жизнь, здоровье, трудоспособность, размеры доходов, появление дополнительных, в том числе непредвиденных, расходов (включая по возникшей гражданской ответственности). Последствия таких случаев сказываются на удовлетворении материальных, нематериальных потребностей граждан, их интересов и, в конечном счёте, на материальном уровне, качестве жизни и/или на социальном положении. Но страховая защита объектов имущества (в том числе, как предмета залога), дополнительных расходов при наступлении гражданской ответственности или возможных убытков индивидуального предпринимателя в виде соответствующих имущественных интересов граждан по классификации видов страхования относится к имущественным видам страхования. Поэтому такие виды страхования, направленные непосредственно на страховую защиту социального положения, материального уровня и качества жизни граждан (в отличие от страхования таких интересов юридических лиц), целесообразно определять как опосредованно-социальные (или имущественно-социальные).

Исходя из сказанного, под предметами социального страхования мы понимаем: те или иные материальные ценности (блага, включая финансовые средства, доходы) и нематериальные ценности (включая жизнь, здоровье, трудоспособность, конституционные права и другие нематериальные блага) физических лиц, которые обеспечивают им необходимые (или достаточные, ожидаемые) материальные, социально-экономические, правовые и политические условия существования и развития (т.е. определённые материальный уровень, качество жизни и социальное положение) и потому оберегаемые или сохраняемые, восстанавливаемые (либо улучшаемые) при нанесении им вреда. Предметы страхования являются одновременно и предметами имущественных и неимущественных интересов граждан.

Разделение всех предметов страхования на материальные и нематериальные ценности (блага) является основным критерием для выделения в страховании двух отраслей - имущественного и личного страхования. Понятие предмета страхования независимо от его признания или непризнания применяется также при анализе и оценке характера, содержания, уровня свойственных ему страховых рисков и их проявления как страховых случаев, а также возможного ущерба (вреда) от них. Виды страхования в действующей классификации имеют свои названия, как правило, по предметам, а не по объектам страхования.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан - застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни Роик В.Д. Формирование национальной системы социального страхования в России // Страховое дело. - 2004. -№12. - С.25..

Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и/или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

Для достижения целей обязательного социального страхования федеральные органы государственной власти наделены следующими полномочиями Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М., 1997. - С. 42.:

Установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

Установление видов обязательного социального страхования;

Установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

Установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

Установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

Утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

Установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

Установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

Установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства РФ;

Определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

Управление системой обязательного социального страхования Ширипов Д.В. Страховое право. - М., 2008. - С. 214..

В любом обществе есть лица, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. Поэтому одним из объективных факторов развития общества является материальное обеспечение таких лиц. На их содержание направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей.

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения указанных лиц Кравченко В.П. Социальное страхование // Человек и труд. - 2000. - №1. - С. 18..

В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет собой способ конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются действующим законодательством.

Исторически определились три формы организации социального страхования Мамедов А.А. Российское социальное страхование // Страховое дело. - 2004. - № 3.- С. 16-18.: коллективная (страхование, организуемое профсоюзами); государственная; смешанная (основанная на взаимодействии государства и профсоюзов). Наряду с ними существует еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение.

Современное коллективное социальное страхование имеет цель - гарантировать привычный уровень жизни. Его объект ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды создаются за счет взносов работников и работодателей. Они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, имеющие лицензию на данный вид страховых операций. Распределение фондов социального страхования здесь происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат.

Социальное страхование РФ стало преемником государственного страхования СССР. Однако если в советское время существовало только государственное социальное страхование, осуществляемое единственным государственным страховым фондом - фондом социального страхования, управляемым ВЦСПС (Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов), то в РФ сфера государственного социального страхования значительно расширена. Его целью является гарантирование необходимого уровня жизни. В систему государственного социального страхования РФ включаются следующие страховые фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер Нагиев С. К вопросу о гарантиях финансовой системы обязательного социального страхования // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 3. - С. 8.. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной и исполнительной власти. Страховые фонды государственного социального страхования формируются за счет взносов, уплачиваемых работниками и работодателями. Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.

Государственное социальное обеспечение осуществляется не за счет страховых взносов, а за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяет, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь. Государственное социальное обеспечение находится в ведении законодательной и исполнительной властей, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости. Целью государственного социального обеспечения является гарантирование прожиточного минимума Голосов Е.М. Социальная политика: реформа социального страхования // Общество и экономика. - 2000. - № 10-11. - С. 6..

В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п.

Наиболее полное определение понятия «социальное страхование», на наш взгляд, дается в Законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 21. - Ст. 3211.. В ст. 1 Закона предусмотрено: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Правовую базу обязательного социального страхования составляют: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.; федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования) СПС Консультант Плюс..

Однако налицо незавершенность формирования и несовершенство правовой базы социального страхования: до сего времени не приняты федеральные законы «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности», «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»; законодательно не утверждены порядок, процедуры и источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий; сохраняются серьезные противоречия в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ в части, касающейся ЕСН, который трактуется, прежде всего, с налоговых, а не со страховых позиций.

Существенные недостатки в правовом регулировании российской системы обязательного социального страхования проявляются и в других отношениях, в том числе в параметрических характеристиках страховых платежей и в модели их распределения по видам страхования. Такие платежи - общепризнанные мировым сообществом категории, представляющие собой: для работников - часть резервируемой во времени заработной платы, которая выплачивается им в случае наступления социальных рисков (старости, болезни, инвалидности, безработицы и т.д.); для работодателей - часть издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг); для общества - часть необходимого продукта; для государства - публичные обязательства и внутренние долги. В России платежи работодателей, начисляемые к объему заработной платы наемного персонала в форме ЕСН, их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и служат конкретными финансовыми источниками государственных социальных фондов.

По мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование. - М., 2004. - С. 462. .

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование, как трактуют его экономисты, - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда и частных либо коллективных страховых фондов. Иными словами, социальное страхование представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели Грудицина Л.Ю. Большой юридический справочник для физических и юридических лиц. - Ростов н/Д, 2006. - С. 635. . Если перевести все вышесказанное в практическую плоскость, - можно дать более простую формулировку социальному страхованию, представив его упорядоченной системой денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца. Социальное страхование идет рука об руку с социальной защитой населения, которая представляет собой систему конкретных шагов и мер организационного, экономического, правового характера, имеющих своей целью поддержку самых уязвимых слоев населения Кричевский Н.А. Социальное страхование. - М., 2008. - С. 84..

Социальное страхование - необходимая поддержка государства. Наша повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие вещи, как известно, происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: профессиональное заболевание, несчастный случай на производстве, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы. Социальное страхование рассчитано в первую очередь на занятую часть населения и им же финансируется.

Во главе отрасли социального страхования в России находится Фонд социального страхования и обеспечения. Его деятельность не является произвольной, а регламентируется Постановлением Правительства России от 12.02.94 г. № 101 «О Фонде социального страхования РФ» САПП РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 599.. Другими законодательными актами, регулирующими деятельность фонда, является Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Российская газета. - 2009. - № 7. и еще целый ряд законов Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2010) // Ведомости СНД и ВС Р.Ф. - 1993. - № 2. - Ст. 56., указов Президента России, распоряжений и постановлений Правительства России.

Государственная структура обеспечения социальной защиты граждан включает, в числе прочих субъектов, фонд социального страхования. Он является вторым по значимости и объемам компенсаций после Пенсионного фонда.

Структура этой системы основана на четком выполнении обязанностей всех сторон – страхователей, застрахованных лиц, государственных органов и самого фонда.

Поэтому отношения между всеми участниками носят обязательный характер. И, следовательно, в основном все виды социального страхования здесь тоже являются обязательными.

Все виды соцстрахования являются обязательной мерой, направленной на оказание финансовой поддержки в случае наступления страховых рисков. Общепринятая на государственном уровне классификация включает такие направления страхования социальных рисков:

  • Страхование ответственности;
  • Имущественное страхование;
  • Персональное страхование.

Имущественная категория социального страхования включает оформление страховых полисов на грузы, финансовые риски, объекты недвижимости, транспортные средства. В роли страховщиков этой категории выступают страховые компании. Они же в основном курируют раздел страхования ответственности – гражданской ответственности автовладельцев, заемщиков, и так далее.

Наиболее распространенной категорией является социальное , включающее:

  • Страхование жизни;
  • Риски по несчастным случаям;
  • Страховые случаи, связанные с профессиональным заболеванием;
  • Страхование здоровья;
  • Страхование материнства.

И хотя немало страховых компаний также оказывают услуги в этом виде страхования, наиболее надежной структурой, оказывающей финансовую поддержку по этим видам, является — государственный фонд, курирующий вопросы социального страхования.

Самые распространенные виды социального страхования

Есть несколько категорий соцстрахования, являющиеся обязательными для всех граждан. Каждый официально трудоустроенный человек является плательщиком страховых взносов. Такие отчисления из его зарплаты производит бухгалтерия работодателя. Те, кто занимается частной предпринимательской деятельностью, также в обязательном порядке регулярно обязаны платить такие взносы в ФСС. Таким образом, эти категории лиц обеспечивают себе защиту на случай временной утраты трудоспособности.

Это самая распространенная категория, и именно в ней производится наибольшее количество выплат. Средства ОМС имеют целевое назначение при оказании неотложной или первой медицинской помощи. Также они направляются для финансовой поддержки во время пребывания застрахованного лица на амбулаторном или стационарном лечении.

Есть несколько страховых случаев этой категории – это получение травмы во время производственного процесса, внезапное профессиональное заболевание, возникновение проблем со здоровьем вследствие несчастного случая. Во всех этих ситуациях застрахованное лицо может претендовать на получение финансовой поддержки. Чтобы при наступлении таких рисков финансирование осуществлялось в полноценном формате, работодатель застрахованного лица, имеющий статус страхователя, обязан регулярно высчитывать из зарплаты своего сотрудника установленную сумму и перечислять ее в ФСС.

Размер взносов страхователя установлен федеральными законами и правовыми нормативами и составляет 3,6% от суммы единого социального налога.

Финансовая поддержка по этому виду социального страхования доступна застрахованному лицу независимо от места прописки, проживания или места фактического нахождения в момент возникновения страхового случая.

Еще один актуальный вид социального страхования – это финансовая поддержка будущих матерей и женщин, уже имеющих на воспитании детей. Этой категории застрахованных лиц начисляются пособия из средств соцстрахования, предназначенные для улучшения условий проживания, лечения и приобретения материальных ценностей, необходимых для ухода за детьми.

Страхование инвалидности

Эта категория может оцениваться как разновидность медицинского социального обязательного страхования. Выплата пособий и компенсаций проводится на разных этапах – в период прохождения стационарного обследования, во время временного пребывания на группе инвалидности.

Социальный фонд осуществляет выплаты и инвалидам, получившим травмы в результате участия в боевых действиях.

Эта отдельная категория граждан, в силу обстоятельств лишенная возможности обеспечивать себя и своих детей, также может рассчитывать на государственную поддержку из средств социального фонда. Законом установлены условия получения таких пособий, и многие семьи, имеющие доход ниже прожиточного минимума, могут получать регулярные выплаты для стабилизации своего финансового положения.

Выплаты социальных пособий по безработице

Проблема трудоустройства могла бы оставить за гранью бедности многих граждан, если бы они не получали денежной поддержки в формате пособий по безработице. Этот важный вид социального страхования особенно актуален в последнее время, когда экономический спад в стране лишил постоянного места работы многих граждан.

Первым условием для того чтобы получать деньги из средств соцстрахования, есть наличие документальных свидетельств того, что гражданин относится к одной из перечисленных групп застрахованных лиц.

При наличии соответствующих справок, документов, подтверждающих личность и факт регулярных платежей страховых взносов, фонд немедленно рассматривает сроки и размеры таких пособий и выплат. При этом существуют разные форматы финансовой поддержки – одноразовая помощь и регулярные страховые выплаты.

Для получения средств в рамках медицинского социального обязательного страхования необходимо подтвердить факт диагностирования заболевания. Таким документом может являться выписка из истории болезни, справка от участкового терапевта, направление на лечение в стационарных условиях.

По факту материнства также потребуется документальное подтверждение со стороны медицинского учреждения.

Страхование по безработице предполагает выплату денежных пособий в регулярном режиме до полного восстановления на работе или нового трудоустройства при наличии справки из Центра занятости о постановке безработного лица на учет.

Во всех остальных случаях также нужны документы, справки и свидетельства, удостоверяющие право обратившегося в фонд гражданина на получение социальных выплат.

Установленная классификация видов социального страхования предполагает финансовую поддержку обширной аудитории граждан в различных жизненных обстоятельствах. И это внушает ощущение стабильности тем, кто регулярно платит страховые обязательные социальные взносы.

Понятие "социальное страхование" имеет два значения: широкое и узкое. Социальное страхование в широком понимании представляет собой систему институтов (организаций и правил), обеспечивающих компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие потери работы, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а также наступления старости. Социальное страхование – это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, обусловливающих ухудшение материального положения их самих и членов их семей. Видами страховых рисков, являющихся предметом социального страхования, выступают:

■ необходимость получения медицинской помощи;

■ материнство;

■ инвалидность;

■ наступление старости;

■ потеря кормильца;

■ потеря работы;

В определение социального страхования за рубежом обычно включают не только характеристики страхуемых рисков, но и указание на обязательность такого страхования для определенных категорий граждан и работодателей и/или на участие государства в его организации. Социальное страхование рассматривается в качестве альтернативы частному страхованию. В нашей стране понятие социальное страхование часто используется с уточняющей характеристикой: обязательное социальное страхование. Мы будем далее иметь в виду под социальным страхованием обязательное социальное страхование, если иное не оговаривается особо.

Социальное страхование риска возникновения необходимости в получении медицинской помощи называется обязательным медицинским страхованием. Оно рассматривалось в главе 2 данного пособия. Социальное страхование потери доходов вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца осуществляется в рамках системы пенсионного обеспечения. Она будет отдельно рассматриваться в главе 8. Предметом дальнейшего обсуждения в настоящей главе является социальное страхование в узком понимании, которое охватывает следующие виды страховых рисков:

■ временная нетрудоспособность;

■ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

■ материнство;

■ потеря работы;

■ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование с организационно-технологической точки зрения предстает как осуществление определенными категориями лиц (страхователями) обязательных взносов, которые аккумулируются страховщиками и служат источником выплат застрахованным лицам страхового возмещения при наступлении страховых случаев (событий), являющихся реализацией страховых рисков.

Субъектами социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица.

Страхователями в системе социального страхования выступают организации, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями могут также выступать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

  • 11. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, общая характеристика
  • 12. Понятие стажа, его виды и значение для социального обеспечения
  • 1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:
  • 13. Предмет права социального обеспечения
  • 14. Принципы права социального обеспечения
  • 15. Роды, виды и организационно-правовые формы социального обеспечения
  • 1. Социальное страхование
  • 2. Государственное пенсионное обеспечение
  • 3. Социальная поддержка
  • 4. Государственная социальная помощь
  • 5. Социальное обслуживание
  • 16. Система права социального обеспечения как отрасли права, законодательства и науки
  • 17. Стаж на соответствующих видах работ
  • Порядок исчисления страхового стажа
  • Сп по старости
  • Сп по инвалидности
  • Сп по случаю потери кормильца
  • 20. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.
  • 21. Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности.
  • 22. Фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца.
  • 23. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: понятие, субъекты, особенности.
  • 24. Виды обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 25. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и круг лиц, имеющих право на их получение.
  • 35. Порядок формирования и индексации индивидуального пенсионного коэффициента.
  • 36. Пособие как вид социального обеспечения.
  • 37. Пособие по безработице: условия назначения, размеры.
  • 38. Пособие по беременности и родам: условия назначения и размеры.
  • 39. Пособие по временной нетрудоспособности: понятие, виды, условия назначения, размеры.
  • 41. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности.
  • 40. Пособия семьям с детьми.
  • Пособие по уходу за ребенком
  • 41. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности.
  • 42. Система пособий, назначаемых в связи с беременностью и рождением ребенка.
  • 43. Исчисление размеров пособий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 44. Социальная помощь: понятие, принципы, виды, круг лиц, имеющих право на получение социальной помощи.
  • 45. Понятие, структура и размеры страховой пенсии по инвалидности
  • 46. Понятие, структура и размеры страховой пенсии по случаю потери кормильца.
  • 47. Понятие, структура и размеры страховой пенсии по старости.
  • 48. Социальные доплаты к пенсии.
  • 49. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений.
  • 50. Общие условия пенсионного обеспечения.
  • 53 Пенсии гражданам из числа космонавтов и из числа работников летно-испытательного состава.
  • 54. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф
  • 55. Пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению
  • 56. Пенсии по случаю потери кормильца государственному пенсионному обеспечению и социальные пенсии
  • 57. Материнский (семейный) капитал
  • 58. Социальное пособие на погребение
  • 59. Пособие по безработице
  • 60. Стаж в псо: понятие, виды и содержание
  • 61. Общий трудовой стаж
  • 62. Стаж государственной гражданской службы
  • 63. Выслуга лет
  • 64. Правила исчисления страхового стажа и выслуги лет.
  • Порядок исчисления страхового стажа
  • 65. Страховые пенсии: понятие, общие положения.
  • Сп по старости
  • Сп по инвалидности
  • Сп по случаю потери кормильца
  • 66. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
  • 67. Установление страховой пенсии, выплата и доставка страховой пенсии.
  • 68. Ипк: понятие, исчисление.76. Исчисление ипк за нестраховые периоды.
  • 69. Механизмы корректировки и индексации страховой пенсии.78. Перерасчет размера страховой пенсии и корректировка размеров страховой пенсии
  • 70. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет фед.Гос.Гражданским служащим (фггс).
  • 71. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава (лис).
  • 72. Пособие по временной нетрудоспособности и страховые выплаты.
  • 1) Единовременную страховую выплату;
  • 73. Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица.
  • 74. Понятие, цели и виды гос. Социальной помощи
  • 75. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде набора социальных услуг.
  • 77.Стимулирование более позднего выхода на страховую пенсию
  • 79. Приостановление и возобновление выплаты страховой пенсии.
  • 80.Новации пенсионной реформы 2015г.
  • 81. Сохранение пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2015г.
  • 82. Понятие, правовые основы и принципы социального обслуживания.
  • 83. Организации социального обслуживания.
  • Правовые основы.
  • Понятие.
  • 84. Соц.Обслуживание в стационарной форме.
  • 85. Социальное обслуживание в полустационарной форме.
  • 86. Социальное обслуживание на дому.
  • 11. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, общая характеристика

    Легальное определение ОСС содержится в ст. 1 ФЗ об основах обязательного социального страхования (ОСС).

    ОСС – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

    Принципы ОСС: 1) устойчивость финансовой системы ОСС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОСС; 2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; 3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика; 4) государственное регулирование системы ОСС; 5) паритетность участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

    6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов; 7) ответственность за целевое использование средств ОСС; 8) обеспечение надзора и общественного контроля; 9) автономность финансовой системы ОСС.

    ОСС подлежат: 1) наемные работники (лица, заключившие трудовой договор); 2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; 3) другие лица при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на ОСС.

    Страхование базируется на идее разложения риска между всеми участниками ОСС.

    За счет взносов создается денежный фонд, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

    Государственное (обязательное) социальное страхование заключается в разделении ответственности за наступление социального страхового риска между работодателями, работниками и другими занятыми лицами, подлежащими ОСС, и государством.

    Обеспечение по ОСС (страховое обеспечение) – исполнение своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Основание для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу – наступление документально подтвержденного страхового случая.

    Социальный страховой риск - предполагаемое событие , при наступлении которого осуществляется ОСС.

    Виды социальных рисков : 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

    Страховой случай свершившееся событие , с наступлением которого возникает обязанность страховщика (страхователей – в отдельных случаях, установленных ФЗ) осуществлять обеспечение по ОСС.

    Перечень страховых случаев: 1) достижение пенсионного возраста – страховая пенсия по старости; 2) наступление инвалидности – страховая пенсия по инвалидности 3) потеря кормильца – страховая пенсия по случаю потери кормильца4) заболевание5) травма6) несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание7) беременность и роды8) рождение ребенка (детей)9) уход за ребенком в возрасте до полутора лет10) другие случаи, установленные ФЗ о конкретных видах ОСС

    Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

    1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

    2) пенсия по старости;

    3) пенсия по инвалидности;

    4) пенсия по случаю потери кормильца;

    5) пособие по временной нетрудоспособности;

    6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

    7) пособие по беременности и родам;

    8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

    11) единовременное пособие при рождении ребенка;

    12) социальное пособие на погребение.

    Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

    1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

    2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;

    3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;

    4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

    5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

    Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального страхования.

    Субъекты ОСС (участники отношений по ОСС): 1) страхователи - организации любой ОПФ, а также граждане, обязанные в соответствии с ФЗ о конкретных видах ОСС уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения (также органы исполнительной власти и ОМСУ, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах ОСС уплачивать страховые взносы); 2) страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с ФЗ о конкретных видах ОСС для обеспечения прав застрахованных лиц по ОСС при наступлении страховых случаев;

    3) застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по ОСС возникают в соответствии с ФЗ о конкретных видах ОСС.

    Застрахованные лица имеют право:

    1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;

    2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;

    3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;

    4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

    5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.

    Застрахованные лица обязаны:

    1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;

    2) уплачивать страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Страховщики имеют право:

    1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

    2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации;

    4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    5) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

    6) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    7) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

    Страховщики обязаны:

    1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

    2) обеспечивать сбор страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;

    3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

    4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

    6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    7) осуществлять регистрацию страхователей в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений;

    9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации;

    10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

    Страхователи имеют право:

    1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

    2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство Российской Федерации;

    3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

    4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

    5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    6) обращаться в суд для защиты своих прав.

    Страхователи обязаны:

    1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

    3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

    4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;

    5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

    Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах, открываемых территориальным органам Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

    "

    социальный страхование беларусь

    Социальное страхование: понятие, виды, принципы организации

    Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам .

    Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Республики Беларусь социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

    Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

    Основными принципами государственного социального страхования являются:

    обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

    распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

    гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

    равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

    дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

    участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием.

    Субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.

    Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, установленных законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального.

    Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

    Застрахованные лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

    Видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении .

    При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц.

    Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования - наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное -- при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

    пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;

    пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

    пособиями:

    по болезни и временной нетрудоспособности; беременности и родам;

    безработице;

    в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;

    * на погребение;

    выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением. В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхования (так называемого страхования «не жизни»). В соответствии с Декретом Президента от 30.07.2003 г. № 18 в республике введено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выполняющих работу на основе членства в организации и проходящих стажировку. Организация данного вида страхования возложена на унитарное государственное предприятие «Белгосстрах». Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счета средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистрацию в отделениях «Белгосстраха» в качестве страхователя и уплату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы дифференцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности. Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социальной защиты или «Белгосстрах». Страховыми случаями, с наступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность; беременность и роды; рождение ребенка и уход за ним до достижения им установленного законодательством возраста; инвалидность; достижение пенсионного возраста; утрата кормильца; потеря работы; смерть застрахованного или члена его семьи; производственные травмы и профессиональные заболевания.

    Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций. К рискам, от которых страхуют человека в рамках системы социального страхования западноевропейских стран, относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направления: а) страхование больничное (медицинское), т.е. от риска заболеваний; б) страхование по старости, или пенсионное; в) страхование от безработицы; г) страхование от несчастных случаев; д) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами.

    Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. Зарубежный применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующим основным признакам:

    установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;

    степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;

    уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.

    С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование, состав форм и видов первого из них представлен на рис. 1.1.

    Рисунок 1.1 - Состав форм и видов обязательного социального страхования

    2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.