Ставка транспортного налога в году. Расчёт транспортного налога (на легковой автомобиль). Яхты, прочие парусно-моторные суда

С 1 января 2014 года при расчете транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей нужно применять повышающие коэффициенты. Размер коэффициента зависит от года выпуска транспортного средства и его средней стоимости. Как определить эти показатели? Нужно ли повышающий коэффициент использовать при расчете авансовых платежей?

Общие нормы НК РФ

На основании п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по нему самостоятельно. По общему правилу (п. 2 указанной статьи) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если организация по истечении каждого отчетного периода (I, II и III кварталов) должна уплачивать авансовые платежи (отменить данную обязанность может субъект РФ), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

В отношении дорогостоящих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн руб.) исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента. Следовательно, формула расчета транспортного налога по дорогостоящему автомобилю выглядит так:

Значение повышающего коэффициента, как мы уже указали, зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска.

Показатели по легковому автомобилю

Значение повышающего коэффициента

Средняя стоимость

Период, прошедший с года выпуска

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 2 до 3 лет

От 1 года до 2 лет

Не более 1 года

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

Не более 5 лет

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

От 15 млн руб.

Не более 20 лет

Таким образом, на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн руб. рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) в зависимости от года выпуска автомашины.

О средней стоимости легкового автомобиля

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга в Интернете. Поэтому перечень легковых автомобилей, размещенный на указанном сайте 28.02.2014, применяется для налогового периода 2014 года, перечень легковых автомобилей от 27.02.2015 – для налогового периода 2015 года, перечень от 26.02.2016 – для налогового периода 2016 года, перечень от 28.02.2017 – для налогового периода 2017 года. С целью установления факта включения Минпромторгом конкретного автомобиля в перечень нужны такие входные данные:

    марка и модель (версия) ТС;

    тип двигателя (бензиновый, дизельный или гибридный);

    объем двигателя;

    количество лет, прошедших с года выпуска.

В перечне не приводится средняя стоимость каждого автомобиля по отдельности. ТС с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, объединены в группы по показателю «Средняя стоимость», заданному Налоговым кодексом. Автомобили «раскидываются» по группам на основании средней стоимость ТС, процедура расчета которой закреплена в Порядке расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316.

Количество позиций в перечне год от года все возрастает (Минпромторг проводит работу по уточнению перечней), поэтому налогоплательщику нужно проверять свой дорогостоящий автомобиль на предмет включения в очередной перечень ежегодно.

Группа по показателю «Средняя стоимость»

Количество позиций в группе для налогового периода

2017 года

2016 года

2015 года

От 3 млн до 5 млн руб.

От 5 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 15 млн руб.

Свыше 15 млн руб.

Итого

В случае отсутствия легкового автомобиля в перечне (в том числе с учетом типа и объема двигателя транспортного средства) или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня повышающий коэффициент применяться не должен.

Вывод от ФНС: если приобретенный легковой автомобиль отсутствует в перечне, размещенном на официальном сайте Минпромторга, транспортный налог по данному ТС нужно исчислять без учета повышающего коэффициента (Письмо от 11.01.2017 № БС-4-21/149).

О годе выпуска легкового автомобиля

В Налоговом кодексе указано, что в целях определения периода, прошедшего с года выпуска ТС, отсчет начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Финансисты уточняют: срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по , за который уплачивается . Допустим, при расчете транспортного налога за 2016 год в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска следует исходить из того, что с года выпуска ТС прошло три года.

Вывод от Минфина: в отношении транспортного средства 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2016 год применяется повышающий коэффициент 1,1 (Письмо от 18.05.2017 № 03-05-05-04/30334).

Соответственно, в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2017 год применять повышающий коэффициент не нужно (ведь с года выпуска в этом случае прошло уже четыре года).

Повышающий коэффициент и авансовые платежи

В силу п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. В ситуации, когда авансовые платежи уплачивать нужно, возникает вопрос, надо ли при определении их величины в отношении дорогостоящих автомобилей учитывать повышающий коэффициент. Ответ можно найти в п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ.

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, формула расчета авансового платежа по транспортному налогу в отношении дорогостоящего автомобиля выглядит так:

Транспортный налог, а также авансовые платежи по нему (если уплата таковых не отменена на уровне региона) в отношении дорогостоящих легковых автомобилей исчисляются с применением повышающего коэффициента в том случае, если конкретный автомобиль с учетом срока, прошедшего с года его выпуска, включен Минпромторгом в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. на соответствующий налоговый период.

Все граждане Российской Федерации обязаны платить налоги. Это прописано в 57 статье Конституции - основного закона нашего государства. Налоговый кодекс, законодательные акты устанавливают виды налогов, сборов и пошлин.

Обязанность ежегодно оплачивать налоги лежит на физических и юридических лицах, зарегистрировавших на свое имя транспортные средства. Им облагаются различные виды наземных, воздушных, водных средств передвижения. Ставка налога определяется в зависимости от их категории, мощности двигателя в лошадиных силах, в некоторых регионах - от срока эксплуатации.

Органы законодательной власти на местах уполномочены самостоятельно устанавливать размер налоговой ставки, определять категории лиц, освобожденных от уплаты налога, а также условия предоставления данной льготы. Тем не менее, размер местной ставки не должен превышать общероссийский показатель более чем в десять раз. Такое ограничение введено с целью предотвращения поборов. Все собранные налоги остаются в местных бюджетах.

В Налоговом кодексе установлены временные рамки уплаты транспортного налога. Оплаты осуществляется после получения по почте владельцем транспортного средства квитанции на оплату.

Сроки оплаты транспортного налога каждый регион нашей страны может устанавливать самостоятельно. Однако каждый плательщик обязан успеть ликвидировать задолженность до 1 ноября текущего года, иначе будет начислена пеня, которая также подлежит оплате. Данный вид налога оплачивается единожды в год.

Основанием для уплаты налога на транспортное средство служит квитанция, присланная по почте районной налоговой инспекцией, к которой плательщик относится по месту прописки. Однако часто, по разным причинам, она не доходит до адресата. Что делать в таких случаях?

Самой простой способ - прийти самостоятельно в налоговую службу и взять квитанцию. Однако это не всегда получается. Обладателям интернета получить все сведения по налогам, сформировать квитанцию и распечатать ее можно на официальном сайте ФНС. Получив платежку, следует внимательно проверить все указанные в ней сведения: Ф.И.О., адрес, идентификационный номер, а также сумму, подлежащую уплате. Оплата производится в отделениях банков, через кассу или терминалы. Квитанцию желательно сохранить на случай неверно проведенного банком платежа.

Для оплаты можно также воспользоваться интернетом. Портал «Государственные услуги», сайты ряда банков, электронные платежные системы «Яндекс. Деньги», « Qiwi - кошелек» позволяют оплатить задолженность за считанные секунды. Используются различные способы: со счета мобильного телефона, электронного кошелька, банковской карты.

Ставки транспортного налога для Москвы в 2014 году

Объекты, подлежащие налогообложению (в л. с. - лошадиных силах)

Ставка (в рублях)

Легковые автомобили

до 100 (до 73,55 кВТ)

100-125 (73,55-91,94 кВТ)

125-150 (91,94-110,33 кВТ)

150-175 (110,33-128,7 кВТ)

175-200 (128,7-147,1 кВТ)

200-225 (147,1-165,5 кВТ)

225-250 (165,5-183,9 кВТ)

свыше 250 (свыше 183,9 кВТ)

Мотоциклы и мотороллеры

до 20 (до 14,7 кВТ)

20-35 (14,7-25,74 кВТ)

свыше 35 (свыше 25,74 кВТ)

Автобусы

до 110 (до 80,9 кВТ)

110-200 (80,9-147,1 кВТ)

свыше 200 (свыше 147,1 КВТ)

Грузовые транспортные средства

до 100 (до 73,55 кВТ)

100-150 (73,55-110,33 кВТ)

150-200 (110,33-147,1 кВТ)

200-250 (147,1-183,9 кВТ)

свыше 250 (свыше 183,9 кВТ)

Машины, механизмы, самоходные транспортные средства на гусеничном и пневматическом ходу (с каждой л. с.)

Снегоходы, мотосани

до 50 (до 36,77 кВТ)

свыше 50 (свыше 36,77 кВТ)

Катера, моторные лодки, прочие водные транспортные средства

до 100 (до 73,55 кВТ)

свыше 100 (свыше 73,55 кВТ)

Яхты, прочие парусно-моторные суда

до 100 (до 73,55 кВТ)

свыше 100 (свыше 73,55 кВТ)

Гидроциклы

до 100 (до 73,55 кВТ)

свыше 100 (свыше 73,55 кВТ)

Несамоходные суды на буксире (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Вертолеты, самолеты, прочие воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой л. с.)

Самолеты с реактивными двигателями (с каждого килограмма силы тяги)

Прочие водные и воздушные суда без двигателей (с единицы транспортного средства)

Размер ставки налога на тот или иной вид транспорта, а также группы льготников, освобожденных от его уплаты, вправе утверждать самостоятельно каждый российский регион. Закон города Москвы «О транспортном налоге» в статье 4 освобождает от налогов граждан и юридических лиц, относящихся к перечисленным ниже в таблице категориям.

Таблица по льготам к оплате транспортного налога для Москвы в 2014 году

Документы-основания

На что распространяется льгота

Организации, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования

Устав, положения, определяющие пассажирские перевозки, действующая лицензия на их осуществление

На транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (кроме такси, водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней)

Резиденты особой экономической зоны «Зеленоград».

Выписка из реестра резидентов особой экономической зоны, выданная органом ее управления

На транспортные средства, зарегистрированным на резидентов с момента включения их в реестр особой экономической зоны сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней)

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы

Заявление, книжка Героя или орденская книжка

Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Ветераны и инвалиды боевых действий

Заявление, удостоверение, свидетельство о праве на льготы установленного образца

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Инвалиды I , II группы

Справка об инвалидности с указанием группы и срока, на который она установлена

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, созданных фашистами в период Второй мировой войны

Заявление, удостоверение о праве на льготы установленного образца

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Один из родителей, попечителей, опекунов детей-инвалидов

Паспорт гражданина Российской Федерации со сведениями о детях, свидетельство о рождении ребенка, выписка из акта органов опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки, сведения о втором родителе (опекуне, попечителе), адрес места жительства.

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Лица, имеющие легковые автомобили мощностью до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВТ)

Заявление, копия паспорта транспортного средства

На одно транспортное средство (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в многодетной семье

Заявление, удостоверение многодетной семьи города Москвы, сведения о втором родителе (усыновителе, опекуне, попечителе: Ф. И.О., адрес места жительства)

На одно транспортное средство (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней) только одному из родителей. При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Граждане, подвергшиеся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

Заявление, удостоверение установленного образца

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Граждане, принимавшие участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидаций аварий ядерных установок

Заявление, удостоверение установленного образца

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Граждане, получившие (перенесшие) лучевую болезнь, ставшие инвалидами в результате учений, испытаний ядерных установок и космической техники

Заявление, удостоверение установленного образца

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

Один из опекунов инвалида детства, признанного недееспособным

Заявление, удостоверение установленного образца

На одно транспортное средство мощностью до 200 лошадиных сил (кроме водных, воздушных транспортных средств, снегоходов, мотосаней). При наличии права на получение льгот по нескольким основаниям налогоплательщик вправе выбрать только одну льготу.

В летний период в почтовые ящики владельцев транспортных средств полетят «письма счастья» - налоговые уведомления из Федеральной налоговой службы.

Рассмотрим расчёт транспортного налога на примере налога на автомобиль и проверим правильность его начисления.

Транспортный налог - это обязательный платёж, взимаемый налоговыми органами с владельцев транспортных средств, и относится к региональным налогам и сборам. Собирается этот налог в региональный бюджет и используется субъектом Российской Федерации для покрытия расходов региона (области, края, республики).

Налог устанавливается налоговым кодексом и законами субъекта Российской Федерации. В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов и в каждом из них могут быть абсолютно разные ставки налога. В налоговом кодексе указаны общероссийские налоговые ставки. Например, для легковых автомобилей ставки налога следующие:

Законодательные органы субъекта РФ имеют право установить свои налоговые ставки, но увеличить или уменьшить ставку можно не более чем в 10 раз. Однако, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно, ограничение на уменьшение налога не действует.

То есть субъекты Российской Федерации могут совсем освободить владельцев таких транспортных средств от уплаты налога, как например это сделано в Ненецком и Ханты-Мансийском АО и Чеченской Республике. В Свердловской и Оренбургской области освобождены от уплаты транспортного налога все владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., а также в Кабардино-Балкарии, если автомобилю с даты выпуска больше 10 лет.

Если субъекты РФ не установили свои налоговые ставки, то по умолчанию налог рассчитывается по ставкам указанным в налоговом кодексе РФ.
Формула для расчёта налога на автомобиль имеет вид:

t - число месяцев владения,

Y - число месяцев в году.

Пример 1.

Допустим, 5 июня 2014 года Вы продали свой легковой автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 мощностью 70 л.с. и 25 июня приобрели и зарегистрировали Lada (ВАЗ) Largus мощностью 105 л.с.

Со 2 мая 2014 года на основании закона РФ от 2 апреля 2014 года №52-ФЗ «О внесении изменений в первую и вторую часть Налогового кодекса РФ» Вы обязаны самостоятельно сообщить в налоговую службу о наличии транспортного средства в Вашей собственности. После этого налоговая служба насчитывает Вам налог и присылает уведомление о сумме и сроках его уплаты. Юридические лица рассчитывают налог самостоятельно. В противном случае Вас ожидает штраф в размере 20 % от суммы задолженности за прошедший период.

Рассчитаем, какие налоги Вы заплатите, если

Вы житель Москвы:

Ставка транспортного налога в Москве за 2014 год

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 12
свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно 25
свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно 35
свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно 45
свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно 50
свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно 65
свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно 75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150

Таким образом, общая сумма налога 1951 рубль (с 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ величина налога округляется до целых рублей).

Однако в Москве на автомобили мощностью до 70 л. с. включительно действует 100% льгота за одно транспортное средство. Следовательно, налог придётся платить только за автомобиль Lada (ВАЗ) Largus равный 1531 рубль.

Ставка транспортного налога в Свердловской области за 2014 год

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 будет равна:

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) Largus будет равна:

Таким образом, общая сумма налога 756 рублей (округляется до рублей).

В Москве, в Свердловской области, как и во всех других регионах, существуют свои льготы. Перечень льгот в Вашем регионе уточните в налоговой инспекции Вашего города.

Пример 2.

14 января 2014 года Вы стали владельцем и зарегистрировали BMW X5 M F15 M мощностью 450 л.с. 2013 года выпуска, а 14 февраля 2014 года его продали (сняли с учёта).

Считается, что Вы владели автомобилем 2 месяца (январь и февраль принимаются за целые месяцы).

Кроме того, так как автомобиль дорогостоящий (стоимостью от 3 млн. руб.) Вы будете нести повышенную налоговую нагрузку в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.»

Перечень, состоящий из 184 дорогостоящих автомобилей можно найти на сайте Министерства промышленности и торговли РФ . Где можно проверить попадает ли Ваш автомобиль под этот закон.

Рассчитаем, какой транспортный налог Вы заплатите в 2015 году, если

Вы житель Москвы:

где k - повышающий коэффициент, равный в нашем примере 1,3.

В 2015 году Вам придётся заплатить налог в размере 14 625 рублей за 2014 год.

Вы житель Свердловской области:

Итак, не ранее 1 ноября 2015 года Вы должны будете заплатить 9 672 рубля либо в отделение банка, либо воспользоваться интернет сервисом банков-партнёров Федеральной налоговой службы РФ.

Примечание: В 1кВт = 1,35962 л.с.

Налоговая база

Налоговой базой является:

  • мощность двигателя в лошадиных силах – для ТС, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств с реактивными двигателями);
  • валовая вместимость в регистровых тоннах – для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
  • паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы – для воздушных транспортных средств с реактивным двигателем;
  • единица транспортного средства – для остальных водных и воздушных транспортных средств.

Налоговую базу определяйте отдельно по каждому ТС.

Такие правила установлены статьей 359 Налогового кодекса РФ.

Мощность транспортного средства

Ситуация: как определить мощность транспортного средства для расчета транспортного налога?

Мощность двигателя определите по данным, указанным в технической документации.

Например, по данным паспорта транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177). Если в технической документации необходимые данные отсутствуют, мощность ТС определите на основании экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ (п. 22 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

Ситуация: как определить налоговую базу по транспортному налогу, если в технической документации транспортного средства мощность двигателя указана в кВт ?

Мощность двигателя пересчитайте с применением специального коэффициента.

Для расчета налоговой базы по транспортному налогу мощность двигателя должна быть выражена в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Если в технической документации этот показатель выражен в кВт, его нужно пересчитать по формуле:

Полученный результат округлите по правилам арифметики до второго знака после запятой. Такой порядок предусмотрен пунктом 19 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

Если мощность автомобиля (в т. ч. гибридного) в лошадиных силах выражена дробным числом, то при расчете сбора следует применять налоговую ставку, установленную для того интервала мощности, в который попадает полученный результат (без округления). Например, если мощность двигателя автомобиля составляет 100,6 л. с., нужно применить налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 л. с. до 150 л. с. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 31 октября 2012 г. № 03-05-07-04/18.

При расчете суммы налога показатель мощности двигателя тоже не округляйте.

Пример определения налоговой базы для расчета транспортного налога. В ПТС мощность двигателя указана в кВт

Организация приобрела грузовой автомобиль, мощность двигателя которого 210 кВт. Налоговую базу для расчета транспортного налога бухгалтер определил так:
210 кВт × 1,35962 = 285,52 л. с.

Налоговая ставка для такой категории транспортных средств составляет 8,5 руб./л. с.

Сумма налога составила:
285,52 л. с. × 8,5 руб./л. с. = 2426,92 руб.

Ставки налога

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска ТС, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ.

Для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах. Количество календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог. Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-05-05-01/36, от 29 марта 2010 г. № 03-05-05-04/08.

Пример определения количества лет, прошедших с года выпуска грузового автомобиля, для расчета транспортного налога

На балансе организации числится грузовой автомобиль, выпущенный в мае 2011 года. В регионе, где работает организация, установлены дифференцированные ставки транспортного сбора в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. В расчет этого количества включаются все налоговые периоды начиная с 1 января 2012 года и до окончания периода, за который уплачивается налог. При определении количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, для расчета налога за 2016 год бухгалтер учитывает пять лет – 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы.

Расчет налога

Транспортный налог рассчитывайте в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса РФ и региональными законами. Порядок расчета зависит от того, установлены региональным законодательством отчетные периоды по транспортному налогу или нет.

Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то в течение года организация должна рассчитывать авансовые платежи. Размер каждого авансового платежа равен 1/4 годовой суммы налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

В регионах, где отчетные периоды по транспортному налогу не установлены, годовую сумму сбора определите по формуле:

Об этом сказано в пункте 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета транспортного налога по грузовому автомобилю

На балансе организации (г. Москва) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с. Налоговая ставка для данной категории транспортных средств составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.


155 л. с. × 38 руб./л. с. = 5890 руб.

Пример расчета транспортного налога по несамоходному судну (барже)

На балансе организации (г. Москва) числится несамоходное судно (баржа) с валовой вместимостью 1500 регистровых тонн. Ставка транспортного налога для данной категории ТС составляет 200 руб. за тонну (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Бухгалтер организации рассчитал налог так:
1500 т × 200 руб./т = 300 000 руб.

При расчете авансового платежа по транспортному налогу используйте формулу:

Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Итоговую сумму транспортного налога за год рассчитайте по формуле:

Такие правила установлены статьей 362 Налогового кодекса РФ.

Если в результате расчета сумма налога получилась с копейками, ее надо округлить по правилам арифметики. То есть значения менее 50 копеек следует отбросить, а значения 50 копеек и больше округлить до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Престижные легковые автомобили

Некоторые особенности имеет расчет транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 000 000 руб. В отношении таких автомобилей сумму транспортного налога нужно определять с применением повышающих коэффициентов .

Формула для расчета транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям выглядит следующим образом:

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Перечни легковых автомобилей, по которым транспортный налог нужно платить с учетом повышающих коэффициентов, устанавливает Минпромторг России.

Ситуация: как применять перечни дорогостоящих автомобилей при расчете налога ?

При расчете транспортного налога на машину за 2015 год применяйте перечень, опубликованный в 2015 году. При расчете транспортного налога за 2016 год – перечень, опубликованный в 2016 году.

Перечни автомобилей, в отношении которых применяют повышающий коэффициент, Минпромторг России должен размещать на своем сайте не позднее 1 марта каждого года. Каждый перечень применяется при расчете транспортного налога только за тот год, в котором этот перечень был опубликован (п. 2 ст. 362 НК РФ). Поэтому при расчете транспортного налога за 2015 год применяйте перечень , опубликованный 27 февраля 2015 года. При расчете транспортного налога за 2016 год руководствуйтесь перечнем, опубликованным в 2016 году.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 июня 2015 г. № 03-05-04-04/31532, адресованном Федеральной налоговой службе.

Перечень легковых автомобилей составлен с учетом Порядка определения средней стоимости автомобилей, утвержденного приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316. Однако на практике при расчете транспортного сбора автовладельцы этот приказ не применяют. Для них важно одно: к какой ценовой группе в перечнях отнесена принадлежащая им модель автомобиля. Фактическая стоимость автомобиля или цена, по которой приобреталась машина, для расчета налога значения не имеет. Даже если модель, включенная, например, в первую ценовую группу, была куплена дешевле чем за 3 000 000 руб., все равно нужно рассчитать транспортный налог на машину с учетом коэффициентов, предусмотренных для этой группы.

Для выбора коэффициента продолжительность периода, прошедшего с года выпуска автомобиля, определяйте с учетом года выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ, письма Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-05-04-01/28303, ФНС России от 7 июля 2014 г. № БС-4-11/13195).

Коэффициенты применяйте в том числе при расчете авансовых платежей (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Пример расчета транспортного налога по дорогостоящему легковому автомобилю за 2015 год

На балансе организации (г. Москва) состоят:

– легковой автомобиль Audi A8 (3.0 TFSI) с мощностью двигателя 310 л. с., 2013 года выпуска. Автомобиль был приобретен в 2014 году на вторичном рынке за 2 500 000 руб.;

– легковой автомобиль Mercedes-Benz GL 350 с мощностью двигателя 333 л. с., 2015 года выпуска. Автомобиль был приобретен в январе 2015 года в дилерском центре за 5 200 000 руб.

Обе модели есть в перечне автомобилей, транспортный налог на автомобиль по которым нужно начислять с учетом повышающего коэффициента. Несмотря на то что фактическая стоимость Audi менее 3 000 000 руб., а Mercedes-Benz – более 5 000 000 руб., транспортный налог за них нужно платить с учетом повышающего коэффициента , предусмотренного для автомобилей ценовой группы от 3 до 5 млн руб.

Для определения повышающих коэффициентов за 2015 год продолжительность периодов, прошедших с года выпуска автомобилей, составляет:

  • для автомобиля Audi – более двух лет. Повышающий коэффициент – 1,1;
  • для автомобиля Mercedes-Benz – менее одного года. Повышающий коэффициент –1,5.

Налоговая ставка для данной категории автомобилей составляет 150 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Бухгалтер организации рассчитал транспортный налог на автомобиль так:

  • по автомобилю Audi – 51 150 руб. (310 л. с. × 150 руб./л. с. × 1,1);
  • по автомобилю Mercedes-Benz – 74 925 руб. (333 л. с. × 150 руб./л. с. × 1,5).

Неполный налоговый период

Организация может быть собственником транспортного средства в течение неполного налогового периода. Например, если автомобиль был приобретен (продан) и поставлен на учет (снят с учета) в середине года. Иногда транспортные средства регистрируются и снимаются с учета в течение одного и того же отчетного (налогового) периода. В этих случаях сумму транспортного налога (авансового платежа) рассчитывайте исходя из фактического количества месяцев регистрации транспортного средства с учетом коэффициента использования ТС (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Начиная с расчетов за 2016 год месяц постановки на учет (снятия с учета) примите за полный, если транспортное средство было:

  • зарегистрировано до 15-го числа (включительно);
  • снято с учета после 15-го числа.

Месяц постановки на учет (снятия с учета) не включайте в расчет налога, если ТС было:

  • зарегистрировано после 15-го числа;
  • снято с учета до 15-го числа (включительно).

Сумму авансового платежа по налогу с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

Авансовый платеж по транспортному налогу при использовании транспортного средства в течение неполного отчетного периода

=

Налоговая база

×

Ставка налога

×

1/4

×

Количество месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано в организации

Число месяцев в отчетном периоде

Сумму налога с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

Такой порядок расчета рекомендован в письмах Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-05-06-04/21, от 6 марта 2009 г. № 03-05-06-04/24, от 23 сентября 2008 г. № 03-05-05-04/23, УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2008 г. № 18-12/1/112010.

Расчет транспортного налога: пример. Транспортное средство было приобретено и продано в течение одного года. Отчетные периоды по налогу не установлены

В марте 2015 года организация (г. Москва) приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с. В этом же месяце транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД.

В сентябре 2015 года автомобиль был снят с учета и продан. Таким образом, транспортное средство было зарегистрировано в организации в течение семи месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь).

Ставка налога для указанного автомобиля составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Сумма налога с учетом коэффициента использования транспортного средства равна:
155 л. с. × 38 руб./л. с. × 7 мес. : 12 мес. = 3436 руб.

Пример расчета транспортного налога. Транспортное средство было зарегистрировано и снято с учета в течение одного года. Отчетные периоды по налогу установлены

В марте организация (г. Электросталь Московской области) приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 145 л. с. Количество лет, прошедших с года выпуска данного автомобиля, свыше пяти. В этом же месяце транспорт был зарегистрирован в ГИБДД.

В октябре этот автомобиль был продан и снят с учета. Таким образом, ТС было зарегистрировано в организации в течение восьми месяцев, в том числе:

  • в I квартале – один месяц (март);
  • во II квартале – три месяца (апрель, май, июнь);
  • в III квартале – три месяца (июль, август, сентябрь);
  • в IV квартале – один месяц (октябрь).

Сумма авансового платежа за I квартал составляет:

Коэффициент использования транспортного средства во II и III кварталах равен 1 (3 мес. : 3 мес.). Поэтому сумма авансового платежа за II и III кварталы равна 1160 руб. (145 л. с. × 32 руб./л. с. × 1/4).

Сумма транспортного налога за год составляет:
145 л. с. × 32 руб./л. с. × 8 мес. : 12 мес. = 3093 руб.

Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате по итогам года, равна:
3093 руб. – (387 руб. + 1160 руб. + 1160 руб.) = 386 руб.

Собственник транспортного средства может снять его с учета в одном регионе и зарегистрировать в другом. Например, при перераспределении транспортных средств между обособленными подразделениями одной и той же организации. В этом случае применяйте общие правила расчета налога.

Если перерегистрация состоялась до 15-го числа (включительно), то за этот месяц транспортный налог нужно рассчитывать и платить по правилам, действующим по новому местонахождению ТС. Если же перерегистрация состоялась после 15-го числа, то за этот месяц транспортный налог нужно рассчитывать и платить по правилам того региона, в котором транспортное было зарегистрировано изначально. А начиная со следующего месяца налог нужно рассчитывать и платить по правилам, действующим по новому местонахождению транспортного средства.

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

По автомобилям, которые находятся в розыске, налог платить не нужно.

Для этого факт угона (кражи) автомобиля должен быть подтвержден органами внутренних дел (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Если автомобиль был угнан в середине года, при расчете транспортного налога применяйте коэффициент использования транспортного средства.

Коэффициент рассчитайте исходя из количества месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД и при этом не числился в угоне.

Месяц постановки на учет и месяц угона примите за полный, если автомобиль был: ×

Ставка налога

×

Количество месяцев, в течение которых транспортное средство не числилось в угоне

Число месяцев в налоговом периоде

Такой порядок расчета следует из пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ и пункта 30 Методических указаний, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, и подтвержден в письме ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475.

Пример расчета транспортного налога. В середине года автомобиль был угнан. Отчетные периоды по транспортному налогу не установлены

В январе на балансе организации (г. Москва) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с.

Ставка транспортного налога для указанного автомобиля составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Таким образом, автомобиль был во владении организации в течение девяти месяцев (январь–апрель, август–декабрь).

Сумма налога за год составляет:
155 л. с. × 38 руб./л. с. × 9 мес. : 12 мес. = 4418 руб.

Пример расчета транспортного налога. В середине года автомобиль был угнан. Отчетные периоды по транспортному налогу установлены

В январе на балансе организации (г. Электросталь Московской области) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 145 л. с. Количество лет, прошедших с года выпуска данного автомобиля, свыше пяти.

Ставка налога для указанного автомобиля составляет 32 руб. за 1 л. с. (ст. 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ).

В апреле автомобиль был угнан. Факт угона подтвержден оригиналом справки ОВД.

В августе автомобиль был найден и возвращен владельцу.

Автомобиль был во владении организации в течение девяти месяцев, в том числе:

  • в I квартале – три месяца (январь, февраль, март);
  • во II квартале – один месяц (апрель);
  • в III квартале – два месяца (август, сентябрь);
  • в IV квартале – три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Сумма авансового платежа за I квартал равна:
145 л. с. × 32 руб./л. с. × 1/4 = 1160 руб.

Сумма авансового платежа за II квартал составляет:
145 л. с. × 32 руб./л. с. × 1/4 × 1 мес. : 3 мес. = 387 руб.

Сумма авансового платежа за III квартал составляет:
145 л. с. × 32 руб./л. с. × 1/4 × 2 мес. : 3 мес. = 773 руб.

Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате по итогам года, составляет:
145 л. с. × 32 руб./л. с. × 9 мес. : 12 мес. – (1160 руб. + 387 руб. + 773 руб.) = 1160 руб.

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

    1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

    1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

    1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

    2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

    3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

    3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.

Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

4. Утратил силу.

5. Утратил силу.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.