Лукашенко еаэс. Лукашенко высказался о нерешенных вопросах в еаэс. Устранение барьеров и изъятий на рынке еаэс

Лукашенко сошелся в жесткой словесной перепалке с Путиным, обсуждая цены на газ для Беларуси. Но в итоге попросил прощения «у хозяина».


Самым ярким моментом саммита ЕАЭС, который прошел 6 декабря в Санкт-Петербурге, стала словесная перепалка Лукашенко и Путина по поводу цены на газ, поставляемого в Беларусь. До сих пор не озвучены конкретные договоренности, достигнутые на саммите (если вообще достигнуты).

«Cамое главное, о чем мы договаривались, создавая нашу единую экономику, что все субъекты хозяйствования и наши люди будут иметь равные условия. Если таких равных условий нет, то нет и союза", - подчеркнул Лукашенко.

Какой смысл белорусский руководитель вложил в этот пассаж?

Предварительные итоги саммита комментируют экономист Лев Марголин и политолог Валерий Карбалевич .


Лев Марголин: Россия прекрасно понимает: союзника придется поддержать



Давайте подождем оценки самого Лукашенко, который озвучивает все результаты – и положительные, и отрицательные – буквально в течение дня-двух.

В пикировке руководителей Беларуси и России я бы обратил внимание на такую деталь: Лукашенко выступил открыто, а Путин перевел дискуссию в закрытый формат - давайте пообщаемся, но после ухода журналистов. Это обстоятельство ярко иллюстрирует подходы Беларуси и России к обсуждению экономических вопросов.

Беларусь ведь сама подписала соглашение, по которому единый рынок газа и нефти должен сложиться до 2025 года. Но ситуация в экономике усугубляется, и Россия прекрасно понимает, что надо каким-то образом союзника поддержать. А вот каким именно образом – думаю, в ближайшее время и узнаем.

- Фраза Лукашенко «Нет равных условий- нет союза» брошена в сердцах или с подтекстом?

Думаю, фраза сформулирована сознательно, а понимать ее можно двояко.

Можно понимать ее в будущем времени: не будет равных условий – не будет и союза, потому что нам такой союз не нужен. Но читается и второй вариант: пока нет равных условий, то де-факто нет и никакого союза – без угрозы в подтексте. Думаю, это домашняя заготовка Лукашенко.

- Удалось ли Лукашенко сегодня что-то выторговать у России?

Конкретные договоренности не озвучены. Успешность может быть разная, например, конкретные договоренности. С другой стороны, Пу н мог сказать Лукашенко: не пыли, все вопросы порешаем – и это Лукашенко будет воспринимать как конкретный исход переговоров.

Надо понимать, что в сегодняшней ситуации для Лукашенко будет положительным любой исход переговоров, в ходе которых он выторгует что-нибудь дополнительное к тому, что уже есть. Лукашенко говорил про тарифы на прокачку газа, но промолчал, что сам газ для Беларуси дороже, чем в Смоленской области. Действительно, Путин сам сказал: 127 долларов за тысячу кубометров газа больше, чем в Смоленской области, но дешевле, чем для Германии. Как на военном плацдарме: любой захваченный километр (или даже метр) имеет значение.

Валерий Карбалевич: Лукашенко наносит превентивный удар, чтобы упредить Россию?

Делать выводы рано, потому что до конца непонятна даже повестка дня саммита: обнародован только кусок спора Лукашенко и Путина, причем публичного спора, после которого переговоры продолжались в закрытом формате.

- Публичный спор двух руководителей свидетельствует о серьезных проблемах внутри ЕАЭС?

Проблема, которую вспомнил Лукашенко, старая, он постоянно обращается к ней. Можно сказать, это вечный спор внутри ЕАЭС. Проблем в союзе очень много, и одна из них – подписанные соглашения не действуют, как сказал Лукашенко. В союз объединились авторитарные режимы, которые к праву относятся легкомысленно; если внутри каждой страны не соблюдаются законы и правила, как они могут делать это в международной политике? Вопрос только в том, почему Лукашенко в присутствии журналистов поднял эту проблему. Путину это не понравилось, потому что он считает, что такие проблемы лучше обсуждать в кулуарах. Вот самый интересный момент всего саммита.

- Как вы поняли пассаж Лукашенко «Нет равных условий – нет союза»?

Это давнее требование белорусской стороны, сколько существует «Союзное государство», столько Лукашенко и выдвигает этот тезис, не говоря уже об Евразийском экономическом союзе. Таким образом давит на Россию, предлагая перейти на озвученные условия. Лукашенко выглядит не как проситель, который добивается от России неких льгот, а как законник, как человек, стоящий на защите закона. Мол, что за союз, если нет равных условий? Его позиция выглядит благородной, и его сложно обвинить в том, что он просит у России льготы. Возможно, Лукашенко располагает кулуарной информацией, что Россия хочет перейти на равные условия не в 2025 году, как закреплено в соглашении, а позже. Возможно, Лукашенко наносит превентивный удар, чтобы упредить Россию.


“Белорусский партизан”

Работа по устранению барьеров, изъятий и ограничений на рынке ЕАЭС идет непозволительно медленно. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге, передает БЕЛТА .

Выступая на саммите, Глава государства отметил, что существует несколько важных вопросов, которые до сих пор остаются нерешенными в ЕАЭС. Александр Лукашенко остановился на каждом из них и представил позицию белорусской стороны по их разрешению.

"Я вынужден об этом говорить, но буду говорить не с точки зрения стенания и рыдания, а с точки зрения того, что мы договорились, но не сделали. И с точки зрения того, что наш союз (к счастью, я был у истоков его создания) образовывался на определенных свободах передвижения рабочей силы, капиталов, услуг, товаров. И самое главное, о чем мы договаривались, создавая нашу единую экономику, что все субъекты хозяйствования и наши люди будут иметь равные условия. Если таких равных условий нет, то нет и союза" , - отметил белорусский лидер.

Устранение барьеров и изъятий на рынке ЕАЭС

Президент констатировал, что в начале 2018 года Россия в качестве председателя в органах ЕАЭС продолжила работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих формированию общего рынка ЕАЭС. "Это действительно одна из самых острых проблем нашего союза, которая еще несколько лет назад была обозначена белорусской стороной. Однако данный вопрос решается непозволительно медленно. Более того, на смену устраняемым барьерам возводятся новые. И это стало практикой" , - обратил внимание Глава государства.

Александр Лукашенко считает, что это совершенно недопустимая ситуация, нарушающая достигнутые договоренности. "Как показала практика, важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения. В связи с этим предлагаю предоставить нашей Евразийской экономической комиссии полномочия принимать решения в случае повторного введения каким-либо государством-участником ограничений или же продления уже действующих" , - сказал он.

По мнению белорусской стороны, это не затронет национальные интересы государств, при этом позволит исключить протекционизм, который наносит серьезный ущерб интеграционным процессам. "Все сидящие за этим столом на мировой протекционизм в торговле отреагировали, обозвав его грубо - экономические войны. Так зачем у себя создаем их? - спросил Президент. - Следует также повысить ответственность представителей исполнительной власти наших стран за принятие решений, идущих вразрез с принципами, закрепленными в нашем договоре о союзе" .

Формирование общих рынков

Беларусь выступает за обеспечение всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами ЕАЭС союзных норм и взятых на себя обязательств. Александр Лукашенко напомнил, что стороны договорились к 2025 году создать общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.

"Мы обязаны выполнить все в намеченные сроки и обеспечить работу союза в условиях стабильной и справедливой топливно-сырьевой политики, - заявил Глава государства. - В союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Есть целостная система - Евразийский экономический союз. И под этим мы концептуально и конкретно подписались".

Президент высказал солидарность с мнением российской стороны о важности развития новых сфер сотрудничества, в том числе атомной энергетики и возобновляемых энергоисточников. Однако, заметил он, отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами, считает белорусский лидер. Решение этого ключевого вопроса позволит странам приступить к освоению и других направлений.

Цифровизация экономики в странах ЕАЭС

Эта тема предметно обсуждалась главами государств на встрече в узком формате. Перед странами стоят амбициозные задачи по переходу на современные технологии и модели производства. "От того, насколько слаженно мы сможем объединять потенциал наших государств через цифровые решения, будут зависеть эффективность интеграции и в целом будущее союза, - сказал Александр Лукашенко. - Беларусь готова к полноценному участию в реализации проектных инициатив цифровой повестки ЕАЭС" .

В первую очередь речь идет о цифровой торговле и кооперации, электронной логистике, формировании цифровых транспортных коридоров, развитии точных технологий в сельском хозяйстве и промышленности.

"Мы в Беларуси занимаемся цифровизацией очень давно. Исходя из нашего опыта должен сказать: сейчас модно говорить о цифровизации, развитии ИT-технологий. Это очень важное направление, это значительно активизирует производство, сокращает себестоимость. Но это, наверное, 20 -25% сегодняшнего дня. И, наверное, долго так будет. А 70-75% - это та традиционная экономика, которая нас сегодня кормит. Поэтому не надо забывать и об этом", - добавил Глава государства.

Развитие космических и геоинформационных услуг

В повестку дня нынешнего саммита ЕАЭС также был внесен вопрос о развитии кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли.

"Реализация этой инициативы с учетом ее высокого мультипликативного эффекта на развитие смежных отраслей и секторов придаст мощный импульс нашему инновационному и промышленному сотрудничеству" , - убежден Президент.

Говоря о перспективах дальнейшего развития ЕАЭС, Александр Лукашенко отметил, что евразийское строительство должно охватывать все новые сферы сотрудничества.

"В связи с этим особенно важно, чтобы через год, а это будет пять лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, мы смогли увидеть конкретные и осязаемые результаты нашей работы. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что ЕАЭС - это эффективный совместный проект, нацеленный на повышение уровня экономического благосостояния всех государств-членов", - резюмировал белорусский лидер.

Уже заявил, что подготовленные к саммитам документы все равно будут подписаны — и отсутствие главы Белоруссии на эту процедуру никак не повлияет.

«Действительно, наши белорусские коллеги сообщили, что не сможет принять участие в сегодняшних саммитах. Думаю, что нам было бы некорректно говорить о причинах. Это должна делать пресс-служба президента Белоруссии, — сказал он российским журналистам. — Де-факто это не помешает субстантивно обсуждать наши вопросы интеграции — все документы были ранее согласованы на коллегии, в том числе и с нашими белорусскими партнерами. Они будут направлены в Минск для подписания президентом Белоруссии».

Сам же Лукашенко, оставшись в Минске, провел совещание «По обеспечению безопасности граждан в период новогодних и рождественских праздников». Подразумевалось, что эту проблему силовые структуры сами решить никак не могут и что она настолько требует президентского вмешательства, что ради этого стоит пропустить саммиты ОДКБ и ЕАЭС (правда, праздники в стране уже вовсю идут, ведь в Белоруссии католическое Рождество — государственный праздник).

В президентской пресс-службе отмену визита никак не комментируют. Не удалось получить комментарии и в . А вот на тех мероприятиях, которые решил не посещать Лукашенко, принимаются принципиально важные решения. Так, на саммите ОДКБ сегодня должен был быть избран новый генеральный секретарь этого военного союза — глава Белоруссии вполне мог бы принять участие в этом процессе.

Однако для официального Минска еще важней была повестка саммита ЕАЭС, куда входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан и Киргизия. Там планировалось одобрить общий для пяти стран-участниц Таможенный кодекс.

Именно этот документ, на принятии которого настаивала Москва, вызывал предельное недовольство Александра Лукашенко. Последний раз оно прозвучало 9 декабря, когда начальник Белоруссии потребовал от своих министров «обеспечить соблюдение национальных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса ».

«Этот документ должен быть абсолютно выверенным. И после его вступления в силу ни один гражданин Беларуси, и я в том числе, не должны задать вопрос правительству, которое прежде всего вырабатывало и согласовывало этот документ, что же мы имеем на самом деле и почему где-то стало хуже, чем было. Каким бы Таможенный кодекс ни был компромиссным, но ухудшать ту социально-экономическую ситуацию, которая существует в Беларуси, нам ни в коем случае нельзя.

Все должно быть продумано, выверено в министерствах, ведомствах, облисполкомах. Если нужно — в гор- и райисполкомах. Надо привлечь всех специалистов, вплоть до оппозиционно мыслящих, как мы их часто называем. Довести до них эти положения, до граждан нашей страны. Немедленно, чтобы они могли отреагировать и сказать, что нам выгодно, а что нет», — заявил Александр Лукашенко.

Также, по его словам, пока для Белоруссии от членства в ЕАЭС — одни убытки: «Результаты известны. Я уже не единожды об этом говорил. Падение товарооборота в союзе — около 40% в прошлом году, в этом году — около 15%. Вот результат».

Однако, по мнению экспертов «Газеты.Ru», в данном случае переплелись как многочисленные экономические конфликты между Минском и Москвой, так и неприязненные отношения между Владимиром ым и Александром Лукашенко — во многом как раз этими конфликтами и вызванные.

«Последнее время Лукашенко сознательно накручивал ситуацию с Россией. Это видно по многим его высказываниям, в частности в отношении Данкверта. Ранее ему иногда удавалось таким способом переломить ситуацию в свою пользу. Теперь это не удалось. Судя по всему, ему не была обещана даже встреча тет-а-тет с Путиным, — говорит белорусский экономист и политик . — Более того, нефтегазовый спор тоже обещают перевести в юридическую плоскость.

Я полагаю, что на ближайший период это будет российской тактикой: никакой политики, только споры хозяйствующих субъектов. И, соответственно, Путин будет демонстративно дистанцироваться от этих проблем. Что остается Лукашенко? Только демарши».

По мнению Марголина, Белоруссия все равно — раньше или позже — подпишет Таможенный кодекс и другие документы. Причина в том, что у России все еще достаточно средств воздействия на Белоруссию.

«Планируется уменьшить поставки нефти до 18 млн тонн. Но ведь это не предел. Несколько лет тому назад, во время одного из торговых конфликтов, Путин дал понять, что на внутренние потребности нашей стране достаточно 6 млн тонн», — говорит Лев Марголин.

При этом на экономическое давление со стороны России официальный Минск отвечает политическими и идеологическими действиями. С одной стороны, это демонстративное улучшение отношений с , непризнание нового статуса Крыма и так далее. С другой — столь же демонстративное дистанцирование от «русского мира».

Последнее из событий этой цепочки имело место 22 декабря. Тогда в МИД Белоруссии был вызван советник-посланник посольства России .

МИД выразил протест в связи с высказываниями директора Федерального государственного научного , в которых он заявил, что белорусскому языку всего 90 лет, а Белоруссия — «историческая часть великой России».

«Ну смотрите: 22 ноября Путин и Лукашенко встречаются в Москве, пять часов ведут переговоры, но не договариваются ни до чего вообще. Даже нефтегазовый конфликт не разрешили. Лукашенко после этого явно был в бешенстве — по нему заметно было, — комментирует «Газете.Ru» последние события белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А дальше следуют аресты «за антигосударственную деятельность» трех публицистов, писавших статьи для российских сайтов. А сайты очень разные...

Да и пропагандистская шумиха вокруг этого была раздута просто огромная. Такое недвусмысленное предупреждение всем, кого можно было бы назвать пророссийски мыслящим».

Очевидно, задумывалась как попытка реванша за провал прошлогоднего саммита Евразийского экономического союза в Петербурге . Напомним, что на традиционные предновогодние посиделки Александр Лукашенко не явился вовсе, а президент Киргизии Алмазбек Атамбаев публично высказал сомнение в целесообразности подписания его страной некоторых совместных документов.

Очевидные разногласия заставили экспертов охарактеризовать положение дел в союзе словами известной басни Крылова: «Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело - только мука». Однако сами лидеры с такой оценкой не согласны. «Сотрудничество в рамках ЕАЭС продвигается успешно. Наш общий рынок сработал в качестве своеобразной „подушки безопасности“: интеграционные институты нивелировали воздействие неблагоприятной внешней конъюнктуры, и национальные экономики смогли адаптироваться к новым реалиям», - заявил в Бишкеке Владимир Путин, несколько запоздало подводя итоги прошлого года.

Очевидно, что встреча президентов в полном составе стала возможной после урегулирования российско-белорусского конфликта. В начале апреля после пяти часов переговоров батьке удалось не только успешно решить все нефтегазовые вопросы, но и добиться от Владимира Путина выделения еще 1 млрд долларов на поддержку платежного баланса. По всей видимости, эти деньги, как и остальные кредиты (а с 2011 года Москва через различные механизмы выдала Минску $6 млрд) никогда не вернутся в российский бюджет, но зато Александр Лукашенко временно вернулся в евразийскую «семью». И перед поездкой в Бишкек даже поставил свою подпись под Таможенным Кодексом ЕАЭС, который должен обеспечить рост пока еще незначительного товарооборота внутри Союза.

Впрочем, на саммите о преимуществах этого многострадального документа лидеры предпочли публично не говорить. Теперь кодекс должен пройти ратификацию во всех странах-участницах, а это, как показывает опыт, процесс не быстрый. Например, на снятие всех барьеров на пути создания единого рынка лекарств у членов ЕАЭС ушло три (!) года.

"Одно дело - закрепить здравые идеи в документах, и совсем другое - воплотить их в жизнь. Здесь у Союза достаточно нерешенных проблем", - раскритиковал коллег за медлительность Александр Лукашенко. Из четырех базовых принципов, заявленных при формировании ЕАЭС - свобода движения товаров, финансов, услуг и трудовых ресурсов, - худо-бедно пока реализован только один, обеспечивающий права трудовых мигрантов. Передвижение товаров, как свидетельствуют бесконечные торговые войны между Россией и Белоруссией , Киргизией и Казахстаном , гораздо в большей степени зависит от отношений между соседями, нежели от положений союзных документов. По самым чувствительным статьям - нефти, газу и финансам - остается масса неурегулированных вопросов, и решать их предполагается вплоть до 2025 года, те уже после истечения очередного срока президентства Владимира Путина (если, конечно, пойдет на выборы).

Ознакомившись с повесткой саммита, значительную часть которого во избежание очередных разборок планировалось посвятить перспективам сотрудничества с иностранными государствами, Лукашенко призвал коллег в первую очередь сосредоточиться на внутренних проблемах ЕАЭС. Чтобы 2017-й год стал переломным для союза, президентам, по мнению белорусского лидера, необходимо внести важные коррективы в его работу. Во-первых, отказаться от принятия новых документов, «носящих дискриминационный характер по отношению к партнерам».

Во-вторых, уточнить перечень изъятий и ограничений, мешающих становлению единого рынка товаров и услуг, и проверить, как идет работа по их устранению. (Напомним, что в прошлом году в этом списке было около 600 ограничений)

И в-третьих, разработать механизм функционирования ЕАЭС в условиях, когда один из участников закрывает свой рынок для третьих стран, как это произошло в результате конфликта Москвы с Киевом и ЕС . «Если эту задачу не решить, внутренние противоречия в Союзе нарастают, как снежный ком», - пожаловался батька, которого Россия, как известно, продолжает обвинять в реэкспорте запрещенных европейских и украинских товаров.

Хотя большая часть пламенного выступления Лукашенко, была обращена непосредственно к Владимиру Путину, российский президент отреагировал на него довольно сдержанно. Никаких проблем с транзитом и соблюдением продэмбарго, по его мнению, не будет, если таможенные органы стран ЕАЭС создадут электронную систему мониторинга за движением товаров. «Это нужно сделать, как можно быстрее», - считает ВВП. Тогда сразу будет ясно, кто, что откуда и куда везет и по каким документам.

К первоначальной повестке саммита лидеров вернул президент Молдовы Игорь Додон , приехавший в Бишкек, чтобы заявить о готовности «простого молдавского народа» присоединиться к интеграционным процессам в ЕАЭС. «В настоящее время у нас существует соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, но оно никак не противоречит подписанию других соглашений, выгодных для Молдовы», - подчеркнул Додон. Специально для молдавского лидера участникам ЕАЭС пришлось придумывать статус наблюдателя, изначально не предусмотренный документами союза. Как пояснил Атамбаев, Молдова сможет получить его после того, как пройдет формальную процедуру, которую еще предстоит разработать. Додон подчеркнул, что это только первый шаг «для более углубленных интеграционных процессов». Ранее он обещал отозвать соглашение с ЕС, как только его сторонники получат большинство в парламенте. «Можете не сомневаться: в моем лице вы получили партнера и друга!» - заверил он участников саммита.

Примечательно, что своим энтузиазмом Додон невольно подставил под удар президента Таджикистана Эмомали Рахмона , который на протяжении нескольких лет успешно избегал присоединения к ЕАЭС, ссылаясь на необходимость внимательно изучить опыт «малых экономик», т.е Армении и Киргизии. Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже заявил, что чужой опыт Таджикистану больше не понадобится: сформировать мнение о союзе он сможет, получив статус наблюдателя ЕАЭС и присоединившись к работе его органов.

Для Евразийского экономического союза 2018 год стал неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения. Об этом 6 декабря заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге, передает БелТА.

«Сегодня мы подводим итоги общей работы в формате союза за этот год и определяем ориентиры взаимодействия на следующий. Что касается завершающегося периода, то он является достаточно неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения», - сказал белорусский лидер. По его словам, среди позитивных достижений можно отметить вступление в силу договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, наделение Молдавии статусом наблюдателя, подписание государствами-членами Союза временного соглашения, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, а также соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. «Белоруссия рассчитывает, что нормы, закрепленные в этих документах, будут реализованы в полной мере. Каждый из них принимался с заделом на будущее и с расчетом на значительный экономический эффект», - заявил Лукашенко.

Вместе с тем он отметил, что существуют важные вопросы, которые до сих пор остаются нерешенными. В первую очередь, они касаются устранения барьеров в торговле, формирования общих рынков газа и нефти, цифровизации экономик стран ЕАЭС, развития кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг.

По словам белорусского руководителя, в начале 2018 года Россия в качестве председателя в органах ЕАЭС продолжила работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих формированию общего рынка ЕАЭС. «Это действительно одна из самых острых проблем нашего союза, которая еще несколько лет назад была обозначена белорусской стороной. Однако данный вопрос решается непозволительно медленно. Более того, на смену устраняемым барьерам возводятся новые. И это стало практикой», - отметил Лукашенко, подчеркнув, что это «совершенно недопустимая ситуация, нарушающая достигнутые договоренности».

«Как показала практика, важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения. В этой связи предлагаю предоставить нашей Евразийской экономической комиссии полномочия принимать решения в случае повторного введения каким-либо государством-участником ограничений или же продления уже действующих», - сказал он. По мнению белорусского лидера, это не затронет национальные интересы государств, но при этом позволит исключить протекционизм, который наносит серьезный ущерб интеграционным процессам. «Ну, все сидящие за этим столом на мировой протекционизм в торговле отреагировали, обозвав его грубо - экономические войны. Так зачем у себя создаем это?» - сказал Лукашенко, добавив, что «важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения».

Кроме того, президент Белоруссии заявил, что его страна выступает за обеспечение всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами ЕАЭС союзных норм и взятых на себя обязательств. Он напомнил, что стороны договорились к 2025 году создать общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. «Мы обязаны выполнить все в намеченные сроки и обеспечить работу союза в условиях стабильной и справедливой топливно-сырьевой политики. В союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Есть целостная система - Евразийский экономический союз. И под этим мы концептуально и конкретно подписались», - заявил белорусский лидер и высказал солидарность с мнением российской стороны о важности развития новых сфер сотрудничества, в том числе атомной энергетики и возобновляемых энергоисточников. При этом он заметил, что отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами, а решение этого ключевого вопроса позволит странам приступить к освоению и других.

Затронул Александр Лукашенко и тему цифровизации экономики в странах ЕАЭС. По его словам, эта проблема предметно обсуждалась главами государств на встрече в узком формате и сегодня перед странами стоят амбициозные задачи по переходу на современные технологии и модели производства. «От того, насколько слаженно мы сможем объединять потенциал наших государств через цифровые решения, будет зависеть эффективность интеграции и в целом будущее союза. Белоруссия готова к полноценному участию в реализации проектных инициатив цифровой повестки ЕАЭС», - подчеркнул белорусский лидер, добавив, что речь, в первую очередь, идет о цифровой торговле и кооперации, электронной логистике, формировании цифровых транспортных коридоров, развитии точных технологий в сельском хозяйстве и промышленности. «Мы в Белоруссии занимаемся цифровизацией очень давно. Исходя из нашего опыта, должен сказать: сейчас модно говорить о цифровизации, развитии IT-технологий. Это очень важное направление, это значительно активизирует производство, сокращает себестоимость. Но это, наверное, 20−25% сегодняшнего дня. И, наверное, долго так будет. А 70−75% - это та традиционная экономика, которая нас сегодня кормит. Поэтому не надо забывать и об этом», - заметил он.

Дополнительно белорусский лидер напомнил, что в повестку дня нынешнего саммита ЕАЭС также был внесен вопрос о развитии кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли. «Реализация этой инициативы с учетом ее высокого мультипликативного эффекта на развитие смежных отраслей и секторов придаст мощный импульс нашему инновационному и промышленному сотрудничеству», - подчеркнул президент Белоруссии.

По мнению Александра Лукашенко, евразийское строительство должно охватывать все новые сферы сотрудничества. «В этой связи особенно важно, чтобы через год, а это будет пять лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, мы смогли увидеть конкретные и осязаемые результаты нашей работы. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что ЕАЭС - это эффективный совместный проект, нацеленный на повышение уровня экономического благосостояния всех государств-членов», - резюмировал белорусский лидер.

Напомним, в Санкт-Петербурге проходит заседание Высшего Евразийского экономического совета. В ходе саммита лидеры стран ЕАЭС в узком формате обсуждают реализацию цифровой повестки в организации, дальнейшее развитие интеграционных процессов, распределение ввозных таможенных пошлин между государствами, формирование общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Повестка заседания Высшего Евразийского экономического совета в широком составе включает вопросы, касающиеся основных направлений международной деятельности организации, взаимодействия ЕАЭС с другими странами, конкуренции на трансграничных рынках, сотрудничества в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг. Кроме того, главы государств должны согласовать бюджет союза на 2019 год и размер пошлины, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в суд ЕАЭС.

2024 dombaygo.ru. Все для бухгалтера.